Правительство одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии—2020
Правительство России в целом одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии России до 2020 года.
Правительство России в понедельник в целом одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии России до 2020 года, подготовленную Минэкономразвития, сообщает РИА «Новости».
Согласно документу основной упор будет сделан на торговое сотрудничество России со странами ЕврАзЭС, что позволит обеспечить членам этой организации лидирующие позиции на европейском пространстве. Прежде всего, будут достигнуты существенные продвижения интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС в вопросах формирования Таможенного союза и его последующего расширения.
Отдельно планируется достигнуть большей координации в использовании расчета. В частности, предполагается расширить применение рубля в качестве основной валюты в торговле со странами ЕврАзЭС. Именно страны ЕврАзЭС должны стать основной опорой создания в России международного финансового центра.
К 2020 году планируется увеличить долю России в мировом ВВП с 4 до 4,2--4,4%, а с учетом стран ЕврАзЭС – до 6%.
Следующий приоритет в торговле Россия отводит для приграничных стран, не входящих в ЕврАзЭС или СНГ, прежде всего Ирану, Афганистану, Монголии. Кроме того, планируется активно расширять торговлю с Китаем и Индией, при этом Китай рассматривается в качестве перспективного рынка для экспорта из России машинотехнической продукции.
Упор на расширение торговли в области машинотехнической продукции также будет сделан при сотрудничестве с европейскими странами, в том числе ЕС. Одним из важнейших приоритетов в отношениях России и Европы станет обмен активами. Вопрос об участии инвесторов в освоении российского шельфа месторождений нефти и газа будет напрямую связан с возможностью инвестиций России в европейские энергоактивы.
В концепции прописаны вопросы сотрудничества России со всеми странами и регионами и динамика такого сотрудничества, в том числе со странами Азии и США. В проекте концепции заложен прогноз отрицательного внешнеторгового сальдо России к 2020 году в размере $100 млрд. При среднегодовой цене на нефть в $80 за баррель дефицит торгового сальдо наступит с 2010 года, а в случае, если среднегодовая цена на нефть уже в 2009 году не превысит $60--70 за баррель, отрицательное торговое сальдо может наступить быстрее, уже в 2009 году.
Концепция предполагает создание новых институтов для поддержки российского экспорта, в том числе с учетом финансового кризиса. Новые институты и механизмы должны быть задействованы через один-два года. В настоящее время вопросами обеспечения гарантий для российских экспортеров и поддержкой экспорта занимается Росэксимбанк, входящий в структуру Внешэкономбанка.
Минэкономразвития подготовит предложения правительству в части определения объемов государственных гарантий экспортерам и условий их предоставления, страхования экспорта и инвестиций за рубежом. При планировании экспортной политики большое внимание в документе уделено поддержке крупнейших госкомпаний на мировых рынках, в частности экспортных планов «Газпрома», Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций и других крупных экспортеров.
Также правительство России обсуждает вопрос о создании Агентства по страхованию экспортных контрактов для поддержки российских экспортеров. «Мы ведем работу с ВЭБом [для создания агентства]», -- сообщила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Замглавы министерства Андрей Клепач уточнил, что Агентство планируется создать внутри самого ВЭБа в следующем году.
Стратегия не предусматривает создания газового картеля, подобного ОПЕК, однако в ней обозначена тема координации России со странами-производителями газа. Кроме того, планируется сохранение к 2020 году экспортных пошлин в России на газ и нефть. В документе также отмечается, что, несмотря на отсрочку вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), большинство договоренностей страны с зарубежными партнерами, заключенных ранее, сохранится в силе. В то же время слишком продолжительное затягивание процесса вступления России в ВТО может привести к пересмотру ряда позиций по уже заключенным соглашениям с торговыми партнерами.