Только постоянное присутствие представителей России на объектах ПРО США в Чехии снимет озабоченность Москвы. Об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров.
Глава Министерства иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что разовые посещения объектов ПРО в Чехии только усиливают подозрительность Москвы, сообщает РИА «Новости». Снять ее сможет только постоянное присутствие на объектах наблюдателей из России, утверждает он. США намерены разместить элементы своей системы ПРО в Польше и Чехии, мотивируя это ракетной угрозой со стороны Ирана. Россия считает такие планы американцев угрозой своей безопасности. «Непостоянное присутствие (российских представителей), то есть разовое посещение, ничего не меняет, лишь усиливает наши подозрения», -- сказал Лавров.
«Раз не хотят, чтобы наши офицеры присутствовали там постоянно, то получается – есть что скрывать. Это не добавляет транспарентности и доверия», -- добавил российский министр. Он сообщил, что слышал про высказывания чешских представителей, которые готовы обсуждать присутствие российских специалистов на американском радаре на своей территории, но только не на постоянной основе. «Эта позиция не новая», -- сказал Лавров. Министр отметил, что это предложение имело место в конце прошлого года после встречи «два плюс два» в Москве (встреча министров обороны и глав внешнеполитических ведомств России и США), в ходе которой министр обороны США заявил, что российская сторона сможет постоянно присутствовать на объектах ПРО США в Польше и Чехии. «Мы попросили изложить эти предложения на бумаге, но получили нечто совсем иное», -- напомнил Лавров.
По словам главы российского МИД, идея постоянного российского присутствия на этих объектах всегда приветствовалась. «Но потом американцы стали говорить, что нужно договариваться с Чехией и Польшей, которые не хотят там постоянного российского присутствия, а готовы лишь на разовые посещения. Потом пошла речь о требованиях Чехии и Польши о предоставлении российской стороной некоей взаимности, хотя не понятно, что имеется в виду», - добавил Лавров.
Российский министр, только что завершивший визит в Индию, заявил также, что Россия готова к конкурентной борьбе за индийский ядерный рынок. «Заинтересованность Индии в этом (в развитии сотрудничества с Россией в ядерной сфере) абсолютно не изменилась. И сегодня это было подтверждено со всей ясностью. Наше сотрудничество будет развиваться в самом широком аспекте», -- сказал Лавров.
По словам российского министра, здесь нет никакого поля для конфронтации с другими ядерными державами. «Есть поле для конкуренции – она естественна, как и в любой другой экономической сфере. Но мы к этой конкуренции полностью готовы», -- сказал Лавров.
Заявил он и о готовности России поддержать обращение Ирака в СБ ООН о продлении военного присутствия на его территории. «Мы поддержим обращение Ирака в СБ ООН, если иракское правительство попросит продлить мандат нынешнего международного военного присутствия», -- сказал Лавров. По его словам, в России убеждены, что немедленный и полный вывод международных военных сил с территории Ирака нецелесообразен.
Говоря о саммите, посвященном финансовому кризису, Лавров заметил, что он будет эффективен при участии ведущих развивающихся стран. «Такая встреча возможна. Наверняка она будет полезной. На ней должны присутствовать не только ведущие экономики мира, но и ведущие страны развивающегося мира, Индия в их числе», -- сказал Лавров.
С идеей созыва саммита по финкризису выступил Николя Саркози, президент Франции, председательствующей в ЕС. По словам российского министра, такие встречи должны быть тщательно подготовлены. «Так как сигнал, который пойдет от участников, должен оказывать стабилизирующее влияние на рынок», -- сказал Лавров.
Российский министр напомнил, что эта тема обсуждалась в ходе его визита в Индию. «Индийские коллеги убеждены, что должна быть договоренность по реформе валютно-финансовой системы, включая реформу Международного валютного фонда (МВФ) с тем, чтобы контрольные механизмы и мониторинг, которые существуют до сих пор, прежде всего для контроля за финансовой дисциплиной в развивающихся странах, распространялись на ведущие мировые финансовые центры, включая США и другие западные страны», -- сказал Лавров.