Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Россиянин из Гуантанамо боится возвращаться на родину

Россиянин Равиль Мингазов из Гуантанамо не вернется на родину. Он предпочел остаться в Европе. Об этом в Страсбурге объявил директор британского правозащитного фонда Reprieve. Россиянин входит в группу лиц, которых готовы разместить у себя Испания, Италия, Франция и Португалия.

Еврокомиссия проголосовала за сотрудничество с новым президентом США Бараком Обамой в деле закрытия тюрьмы на военной базе Гуантанамо. 542 депутата согласились с тем, что Европа должна принять бывших узников, если американские власти об этом попросят.

«Страх преследований и пыток»

Присутствовавший на заседании в Страсбурге директор британской неправительственной организации Reprieve Клив Стаффорд Смит рассказал евродепутатам, что из всех узников 62 человека желают поселиться в третьих странах. В США их ничто не держит, а возвращаться на родину они «боятся из страха преследований и пыток», цитирует его слова агентство Europa Press.

Reprieveпредставляет интересы 80 заключенных Гуантанамо. Осуществляет посредническую деятельность между властями США и Еврокомиссией. Название организации переводится как «облегчение».
Смит подчеркнул, что «США не считают их опасными преступниками, против них не выдвинуты обвинения».

«Ситуация ужасающая» -- узники «брошены на произвол судьбы», уверены в Reprieve.

62 бывших узника готовы заключить договоры со странами, которые их примут. «Наши клиенты готовы не покидать принимающее государство без предварительного разрешения правительства. Они так благодарны, что смогут там жить, что все остальное их не интересует», -- объяснил Смит.

Притягательная Европа

40 бывших узников пожелали жить в Европе. Среди них один россиянин, четверо узбеков, один эфиоп; есть также выходцы из Северной Африки и Средней Азии (Афганистан, Азербайджан и Таджикистан).

Смит подчеркнул, что такие европейские страны как Дания, Голландия и Австрия отказались селить бывших узников Гуантанамо на своей территории. Согласны -- Испания, Италия, Франция и Португалия.

Правозащитник отметил, что идеально было бы, если бы в одной стране находилось не более восьми бывших узников. Он также упомянул, что 4--6 человек хотят жить в Испании, так как знают язык этой страны. Смит упомянул выходцев из Сирии и Туниса, но, как пишет издание El Pais, это лишь предположение, ибо Reprieve скрывает личности узников. Среди подавших заявку на проживание в Испании может оказаться и россиянин.

Источник в Reprieve рассказал Europa Press, что хотя итоговое решение о судьбе узников должно вынести правительство Обамы, власти США готовы прислушаться к пожеланиям европейских лидеров.

Смит заявил, что 30 узников судить не будут; их интересы представляют профессиональные адвокаты. Числится ли среди этих узников россиянин -- также неизвестно. Позиция юристов повлияет на выбор окончательного пристанища для бывших заключенных.

Россияне в Гуантанамо

Россияне попали в Гуантанамо в 2001-2002 годах. Всего тогда задержали восьмерых человек -- Расула Кудаева и Руслана Одижева из Кабардино-Балкарии, Шамиля Хаджиева и Равиля Гумарова из Башкирии, Равиля Мингазова и Айрата Вахитова из Татарстана, Тимура Ишмурадова из Тюменской области и Рустама Акмерова из Челябинска. В феврале 2004 года семеро были депортированы в Россию.

После отсидки в СИЗО и последующего освобождения Кудаев был задержан по подозрению в нападении на Нальчик, Гумаров и Ишмуратов -- в связи со взрывом коммунального газопровода в Бугульме. Всех троих пытали с целью получения показаний, установили правозащитники из Human Rights Watch. В мае 2006 года прокуратура Татарстана осудила Гумарова и Ишмуратова.

Последний россиянин -- Равиль Мингазов

Летом прошлого года появилась информация от американских правозащитников, которые утверждали, что единственный оставшийся в Гуантанамо россиянин попал туда по ошибке, ведь он -- невиновный «бывший русский танцор балета». Американские юристы заявляли, что Равиль Мингазов был арестован в доме для беженцев в Пакистане, вдали от вооруженного конфликта и не представляет угрозы для США.

 

Полная версия