Барселона любуется истоками рекламы в СССР
В Барселоне открылась выставка советского конструктивиста Александра Родченко. «Создание будущего» составлено из 250 фотографий, рекламных плакатов, журнальных иллюстраций.
В Испании открылась крупнейшая за последние годы ретроспектива работ Александра Родченко. «Создание будущего» организовали сотрудники каталонского фонда Caixa Catalunya. Они разместили творения одного из основоположников конструктивизма в знаменитом здании «Каменоломни» -- Ла Педрера, которое было построено Антонио Гауди.
По замыслу куратора Жан-Клода Маркада «песочный домик» фантаста Гауди должен перекликаться с произведениями советского рекламщика и дополнять их.
В организации «Созданий будущего» приняла участие заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. Значительная часть работ Родченко прибыла в столицу Каталонии из России. Оставшиеся шедевры предоставили частные коллекционеры, в частности внук конструктивиста Александр Лаврентьев. Он позволил организаторам взять вещи из семейного архива.
Жители и гости Барселоны смогут полюбоваться на антологию из 250 фотоколлажей, рисунков, плакатов, упаковок, журнальных и газетных иллюстраций, мобильных модулей.
Выставка организована по хронологическому принципу. Ранние портреты, в которых чувствуется влияние фовизма, кубофутуристические полотна 1915--1916 годов и декорированные лампы из московского кафе «Питтореск» 1917 года соседствуют с геометрическими полотнами 1918 года, где представлены безумные комбинации треугольников, кругов, овалов. Конструктивистский период представлен трехмерными творениями Родченко, которые создавались им для театра и международных выставок. Антология завершается живописью, к которой артист снова обратился с 1940-х годов. Именно тогда были созданы «Аэродинамический орнамент», «Сюрреалистическая абстракция», «Декоративная композиция».
Маркад считает центральным произведением выставки триптих из монохромных цветов (желтый, красный, синий). Его Родченко впервые представил на московской выставке «5х5=25» в 1921 году. «Это манифест антиживописи. Три монохромных полотна ничего не изображают и отсылают к идеям Марселя Дюшана», -- заявил куратор каталонской газете El Periodico. Именно этот американец стоял у истоков дадаизма и сюрреализма.
Как считают обозреватели газеты El Pais, «характерной чертой этой выставки является то, что она включает в себя все, начиная от рекламы сигарет, созданной в сотрудничестве с Маяковским, до фотомонтажей для журнала «СССР на стройке».
Единственный внук конструктивиста, сам ставший фотографом, прошелся по «Созданиям будущего». Как отметили испанские журналисты, «Лаврентьев выглядел весьма довольным».
Обозреватели газеты ABC уверены, что кураторы сделали акцент именно на фотографических работах Родченко, его остродокументальных «фотомоментах». В Барселоне выставлена знаменитая реклама с Лилей Брик, созданная художником в 1924 году для Госиздата. Составляющий часть рекламы портрет спутницы Маяковского стал классикой съемки крупным планом. Как пишет испанская газета El Mundo, «пионер советской фотографии отказался от искусства ради искусства для создания особого визуального языка, который должен был служить обществу».
Вместе с Маяковским конструктивист создавал фотоколлажи, а также оформил 12 книг писателя. Именно Родченко впервые применил фотомонтаж для иллюстрации книг.
По словам Лаврентьева, творцов объединяли «сила характера и оптимизм».
Выставка продлится до 5 января 2009 года.
Экспозиция работ Родченко соответствует концепции фонда Caixa Catalunya. В 2003 году на выделенные им средства в Барселоне организовали выставку Кандинского, а в 2006 году -- Малевича.