Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Средневековый собор скрывал кабак с мозаиками в стиле ню

На севере Италии найдены позолоченные мозаики IV века н. э. Они украшали пол заведения, которое после падения Римской империи превратили в собор. Античный художник изобразил пьяного Диониса, обнаженных мужчин и женщин с плющом на голове и утками в руках.

При проведении реставрационных работ в крипте собора Вознесения Девы Марии в итальянском городке Реджо-Эмилия строители нашли позолоченные полихромные мозаики. Они находились на глубине 2,5 м в культурном слое и занимали 13 м2.

Языческое ню

На одной из мозаик художник изобразил голый торс пьяного бога виноделия Вакха (Диониса), которого сзади поддерживают чьи-то заботливые руки. Первоначально историки предполагали, что это легендарный Ной, который опирается на сыновей, но передумали, взглянув на остальные мозаики.

На второй из них изображены обнаженные мужчина и женщина. Он держит в правой руке двух живых уток, а она -- крупную рыбу, сообщает итальянское издание Sassuolo.

Третья мозаика живописует обнаженного мужчину в венке из плюща, который в правой руке держит цветок лотоса, а в левой -- изогнутый жезл, наподобие пастушьей трости. В Древнем Риме такие жезлы использовали жрецы-авгуры. Выложенный из разноцветного стекла и камней жезл мог свидетельствовать о принадлежности мужчины к религиозной группе.

Птицы и танцы

Возглавляющий раскопки археолог Луиджи Малнати заявил, что мозаики были созданы римлянами-язычниками в IV веке н. э. Первоначально историки полагали, что обнаружили богато украшенный пол языческого храма, однако позже отказались от этой версии. Человеческие изображения перемежаются с геометрическими узорами и силуэтами птиц: куропаток, голубей, павлинов и сорок. На мозаике различимы маленькие фигурки танцующих людей, сообщает издание Il Resto del Carlino.

Сейчас археологи склонны думать, что мозаичный пол украшал дом богатого патриция или землевладельца. «От Болоньи до Пьяченцы не встретишь более значимой мозаики данного периода, чем эта. Ее можно с уверенностью считать одной из самых интересных итальянских мозаик, как по размеру, так и по технике исполнения и изображенным сюжетам», -- подвел итог Малнати.

Античные питейные залы

Мозаика украшала пол специального зала, площадь которого превышала 200 м2. Теперь историкам предстоит выяснить, какова была его функция -- был ли он обеденным, религиозным или питейным. В пользу последнего свидетельствуют недавние исследования британских историков из университета Лидса. Клер Келли Блэзби задалась вопросом -- почему археологи так редко находят остатки древнегреческих питейных домов? Ведь широко известно о пристрастии греков к вину и кабакам, которые упомянуты в античных пьесах. Блэзби выяснила, что тавернами служили комнаты частных домов. В качестве доказательства исследовательница предъявила результаты раскопок частных жилищ, где были найдены сотни кубков. Британцы уверены, что домовладельцы не только продавали вино, но и приглашали любителей пропустить рюмочку.

Возможно, по подобной системе жили и древние римляне. Современная Реджо-Эмилия возникла на месте античного города Регии Лепиди. Его во II веке до н. э. основал политик и военачальник Марк Эмилий Лепид. В VI веке город завоевали лангобарды.

Криптаслужит для погребения мощей святых.

Малнати обнаружил под криптой следы жилища этих варваров.

После падения Римской империи и завоевания Италии германцами значительную власть приобрела христианская церковь. На Апеннинском полуострове стали возводиться монастыри и соборы. Возможно, средневековые строители решили использовать уже существовавший фундамент дома патриция и возвели поверх него храм.

Собор Вознесения Девы Марии в Реджо-Эмилии вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Полная версия