Tchibo прекратил нацистскую рекламу
Производитель кофе Tchibo прекратил рекламировать свою продукцию на немецких автозаправках под слоганом «Каждому свое». Ранее эта надпись значилась на вратах нацистского концлагеря Бухенвальд. Справедливости потребовал Совет евреев Германии.
Компанию Tchibo вынудили убрать с более чем 700 немецких автозаправок фирмы Esso свою рекламу. Поводом стало ее оскорбительное содержание. Выпить кофе Tchibo людей призывали с помощью слогана: «Каждому свое». Вице-президент Центрального совета евреев Соломон Корн заявил немецкой газете Frankfurter Rundschau, что развешивание подобных рекламных плакатов «это полнейшее наплевательство на историю».
В конце 1930-х годов выкованные из железа слова «Каждому свое» появились на воротах веймарского концентрационного лагеря Бухенвальд. С тех пор под ними на смерть прошли тысячи людей -- не только евреи, но и множество советских военнопленных. Фраза «каждому свое» стала одиозной наравне с «работа делает свободным».
Пресс-секретарь Tchibo Ангелика Штольц заявила, что в намерения компании не входило «оскорбить чьи-либо чувства». Она признала, что рекламный слоган выбран неудачно. Представитель Esso Олаф Мартин признал, что совместный с Tchibo пиар-проект провалился, и во всем винит рекламистов. По его словам, креативная группа не вспомнила про историческое значение фразы.
Обозреватели газеты Die Welt отметили, что всему виною больное сознание немцев. Первоначально фраза «каждому свое» появилась на латыни -- suum cuique. Так выразился древнеримский философ Катон-cтарший.
Кованый лозунг выжил
Архитектурный комплекс Бухенвальда сохранился до наших дней. Остались здание крематория, фундаменты бараков, наблюдательные вышки, колючая проволока. Не тронуты ворота лагеря с кованым лозунгом «Каждому свое».
Ранее за этот нацистский лозунг уже поплатились компании Nokia, использовавшая его в 1998 году, немецкий концерн Rewe Group, линия ресторанов быстрого питания Burger King (1999) и мюнхенский банк Merkur-Bank (2001).
Концерн Tchibo постоянно судится с недовольными немцами. В марте прошлого года его обвинили в плагиате вафель. Суд федеральной земли Кельн установил, что Tchibo производила закуски с помощью вафельницы, технологии изготовления которой были украдены у Cloer. Эта немецкая компания производит электроприборы 110 лет. Как выяснило следствие, в Tchibo переняли даже ошибку в конструировании двухмиллиметровой детали вафельницы.
В середине прошлого года штаб-квартиру Tchibo обыскали из-за подозрения в картельном сговоре с остальными немецкими производителями кофе.