В Болгарии найдены поименованные мозаики времен Восточной Римской империи. Изящные геометрические узоры украшали полы виллы. Она пострадала под ударами Аттилы и его воинствующих гуннов.
После шести месяцев раскопок команда археологов под руководством Румена Спасова обнаружила в болгарском городе Кюстендиле уникальные византийские мозаики IV--V веков н. э. Они украшали полы частного дома, принадлежавшего богатой семье. «В мозаиках содержатся имена хозяев дома. Мы смогла прочитать слова «Диогения» и «Диофанес». Возможно, они являлись богатейшими людьми того времени», -- рассказал Спасов. По его словам, подобные артефакты найдены в стране впервые.
Как сообщает болгарское агентство Sofia News Agency, мозаики очень красивы и украшены преимущественно геометрическими фигурами.
Кюстендил был построен V--IV веках до н. э. древними римлянами и фракийцами, которым приглянулся богатый минеральными источниками регион. В нем строили термы, базилики, выращивали фруктовые сады. Сам город тогда назывался Пауталия -- от фракийского слова, обозначающего источник. В IV веке в нем была построена крепость Хисарлык.
Спасов возглавляет раскопки древней Пауталии.
Раскопанный им частный дом дошел до наших дней в разрушенном виде. Историк уверен, что причиной этому стало нашествие гуннов под предводительством знаменитого Аттилы (406--453). «Бич божий» напал на территорию современной Болгарии в 441 и 443 годах, поголовно вырезав население многих балканских городов -- Софии, Ниша, Сингидунума-Белграда. Кюстендил располагался в 90 км от Софии и был полностью разорен. Однако в хрониках 1019 года он снова появился под славянским названием Велбъжд, что означает «верблюд».
Мозаики (от латинского слова «musivum» -- произведение, посвященное музам) выкладываются из смальты (непрозрачное цветное стекло), разноцветных камней, плиток. Древнейшие образцы найдены в Македонии. Каменную мозаику очень любили в Древнем Риме, она свидетельствовала о богатстве и вкусе владельца. В Помпеях обнаружено произведение искусства из полутора миллионов кусочков. Мозаики найдены в самых отдаленных уголках Римской империи -- на Британских островах, в Ливии.
В Византийской империи искусство выкладывать яркие изображения достигло расцвета. Мозаика стала более утонченной, деликатной и изготовлялась преимущественно из смальты. Фон изображения чаще всего становился золотым. Производство мозаики и смальты было поставлено на поток. Мастера экспериментировали, пытаясь получить разные оттенки и свойства смальты. Искусство мозаики стало доступно небогатым гражданам. Смальтовые композиции отличались большим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности. Технология изготовления мозаик распространилась за пределы Восточной Римской империи, в том числе на Русь.
Римская империя оставила в Болгарии значительное культурное наследие -- богато украшенные термы, виллы. В начале этого года при раскопках римских терм в парке «Момина сълза» в курортном Хисаре был найден мраморный барельеф III века, на котором были изображены нимфы. Духи минеральных источников были изображены с распущенными волосами и в двойных хитонах. Современный Хисар назывался древними римлянами Диоклетианополем и по аналогии с Пауталией являлся популярным бальнеологическим курортом. Историки полагают, что в Диоклетианополе находилось святилище нимф.