Российские композиторы очистили «Реквием» Моцарта от инородных элементов. Свои фантазии они представят на «Территории». В рамках фестиваля покажут мировую премьеру по буддистской притче и абсурд Филановского.
В рамках программы «Музыка без границ» в Центре Слободкина начинается исполнение произведений, написанных специально по заказу III международного фестиваля «Территория». Руководителем концертной программы стал Теодор Курентзис, один из основателей фестиваля-школы. На его сайте сегодняшнее представление в Центре Слободкина классифицировано как «кульминация «Территории».
Моцарт
Дирижерская палочка появится в руках Курентзиса во II отделении, в котором москвичам и гостям столицы представят мировую премьеру «Реквием без границ». Именно Курентзису принадлежала идея уникального исполнения «Реквиема» -- без наносных элементов и дополнений ученика Моцарта, Франца Ксавера Зюсмайра. Авторству знаменитого австрийского композитора принадлежит лишь половина «Реквиема», а некоторые части -- полностью зюсмайровские. Именно их -- Sanctus, Benedictus и Agnus Dei -- взялись дописать три российских композитора: Владимир Николаев, Сергей Загний и Анатолий Королев. Антон Сафронов решил продолжить самую знаменитую часть под названием Lacrimosa, для которой Моцарт успел написать первые восемь тактов. В пресс-релизе «Территории» появились воспоминания создателей, где они рассказали о ходе работы над ремейком «Реквиема».
Сафронов признался, что еще в самом начале решил отказаться от соблазна «перезюсмайрить Зюсмайра».
Он воспринял свою задачу как приглашение к свободному творческому диалогу с Моцартом.
Николаев взял на себя «солнечный» Sanctus с желанием «написать музыку, которая вызвала бы у человека просто добрую улыбку, улыбку просветления». Загний отметил сложность расчленения устоявшегося в его сознании «Реквиема» от зюсмайровских добавлений и в итоге создавал свой проект в одиночестве, не раскрывая карт перед коллегами. Королев решил «сопоставить вершину золотого сечения музыки с ее крайними временными точками», представить мелодии «вне Моцарта», напоминающие слушателям о временной перспективе всей музыки.
Свободные музыкальные интерпретации композиторов исполнят оркестр Курентзиза Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers. Солистами станут сопрано Симона Кермес из Германии, российская певица меццо-сопрано Светлана Шилова, тенор Мартин Хилл и бас Корнелиус Хауптман.
Абсурд
I отделение концертной программы «Музыка без границ» составят две премьеры -- одна мировая и одна московская. Антон Батагов представит «Человека, который стал радугой» для струнных и ударных, который написан по буддийской притче об «обретении радужного тела» после смерти. Борис Филановский исполнит главную партию в абсурдистском «Нормальном», поставленном по II и VIII частям «Нормы» Владимира Сорокина. Заседание редколлегии литературного журнала будет исполнено богатым голосом Филановского в роли главного редактора, который разойдется от мультифоников на вдохе и «красивого» контратенорового звука до симуляции буддистского храмового пения, и инструменталистами, которые сольются в ложноклассическом хоре.
В «Музыке без границ» будут участвовать приглашенные гости: композитор, импровизатор и вокалист Йоргос Адамис и его ансамбль из Лос-Анджелеса Yorgos Adamis Ensemble. Они начнут программу концерта, исполнив ряд электроакустических композиций и камерных сочинений для инструментов со всего мира.