Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Публика увидит неизвестные портреты Ахматовой

Портрет обнаженной Анны Ахматовой кисти Амедео Модильяни выставлен в Петербурге. Ранее он считался утерянным. Экспрессионист изобразил поэтессу задумчиво сидящей в глубоком кресле.

В музее Ахматовой открывается выставка «Модильяни в Фонтанном доме». Центральным экспонатом стала работа Амедео Модильяни 1911 года. До 1993 года она находилась в коллекции друга художника Поля Александра, а позже была выставлена в Венеции в серии ранних рисунков Модильяни. Итальянская славистка Августа Докукина-Бобель смогла выделить из них восемь, изображающих русскую поэтессу Анну Ахматову.

Как сообщается в пресс-релизе Фонтанного дома, это открытие стало искусствоведческой сенсацией. Портрет Ахматовой приобрел директор шведского фонда «Рюрик» Нильс Нильсон. В 2007 году во время Европейского экономического форума он подарил рисунок президенту России Владимиру Путину для создания в Санкт-Петербурге президентского центра искусств. Позднее советник по культуре Юрий Лаптев передал портрет на временное хранение Музею Ахматовой в Фонтанном доме.

Рисунок Ахматовой демонстрируется в России впервые.

Поэтесса познакомилась с Модильяни в апреле 1910 года, когда в статусе новобрачной прибыла с мужем Николаем Гумилевым в Париж. От встречи у нее возникло чувство изумления, смешанное с желанием и восхищением, отмечали друзья писательницы. А Модильяни был потрясен хрупкой и одновременно царственной красотой 21-летней женщины. Всю зиму 1910--1911 годов он писал ей в Россию письма: "Вы во мне как наваждение…", после чего Ахматова не выдержала и сбежала в Париж на свидание.

[v1]

В своих мемуарах она вспоминала, что Модильяни больше всего поразило в ней «свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи». Художник водил Ахматову в Лувр смотреть египетский отдел, рисовал ее голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц. «Он говорил: "Драгоценности должны быть дикарскими" (по поводу моих африканских бус) и рисовал меня в них… Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса, а это были только первые робкие попытки (например, в "Аполлоне" 1911 года). Над "аполлоновской" живописью ("Мир искусства") Модильяни откровенно смеялся», -- писала Ахматова в своих мемуарах, которые вошли в ее двухтомное собрание сочинений 1990 года издания.

Позже Ахматова признавала, что Амедео показался ей каким-то по-особенному сияющим, озаренным почти божественным светом, но эта лучезарность его личности уже тогда "искрилась сквозь какой-то мрак".

Экспрессионист рисовал ее не с натуры, а у себя дома, а потом дарил эти рисунки поэтессе. Всего их было 16. «Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы революции. Уцелел тот, в котором меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие ню», -- сообщала Ахматова. Упомянутый ею рисунок действительно сохранился, а его фотокопия представлена в постоянной экспозиции Фонтанного дома. Сама Ахматова говорила, что этот рисунок -- самое дорогое, что у нее есть. В 1965 году он был воспроизведен на суперобложке последнего прижизненного сборника Ахматовой "Бег времени".

Искусствоведы отмечали, что рисунки Ахматовой певучи по силуэту и "протяженны" по композиции, как и другие модильяниевские ню, но при этом явственно портретны, так как точно схватывали ахматовский профиль.

Модильяни считается признанным гением, который находил гармонию между душой и плотью. Будучи урожденным итальянцем он всегда был приверженцем красоты телесной, из которой уже родился интерес к обнаженной натуре. Модильяни одним из первых стал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Его портретные изображения голых женщин отпугивали современников.

Помимо работы Модильяни на выставке в Фонтанном доме представлен рукописный фрагмент "Поэмы без Героя", посвященный художнику, и авторизованная машинопись с текстом эссе Ахматовой "Модильяни".

Полная версия