«Антонову» не разрешили участвовать в тендере ВВС США
Пентагон отказался рассматривать заявку «Антонова» на участие в тендере на поставку самолетов-заправщиков, ссылаясь на то, что кандидат опоздал. Американско-украинский консорциум подал протест в Главное бюджетно-контрольное управление США. Аналитики прогнозируют долгую борьбу между оставшимися кандидатами -- Boeing и EADS.
Консорциуму украинского АНТК имени Антонова и американской компании U.S. Aerospace не удалось получить одобрение Пентагона на участие в тендере на поставку ВВС США 179 авиазаправщиков нового поколения KC-135 на сумму в $35 млрд.
Пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррель подтвердил американскому изданию Aviation Week, что по истечении тендера были приняты заявки лишь от компаний Boeing и EADS, так как третья участница не успела уложиться в срок.
Предыстория
ВВС США подняли вопрос о проведении конкурса на поставку самолетов-заправщиков после того, как с ними отказалась сотрудничать компания Northrop Grumman.
В феврале в рамках масштабной программы по замене устаревших дозаправщиков американских ВВС (возраст некоторых достигает 50 лет) был объявлен тендер. Узнав о нем, европейский концерн EADS начал готовить документы на презентацию модели A330-200, американский Boeing -- модифицированного Boeing-767, а консорциум -- сразу трех самолетов -- Ан-124-100 «Руслан», Ан-122 и Ан-112. Последний, как подчеркивали украинцы, должен был быть разработан специально для ВВС США на базе четырехмоторного Ан-70 и обошелся бы военным дешевле, чем изделия EADS и Boeing.
Кто не успел, тот опоздал
EADS направила заявку, объем которой превышал 8 тыс. страниц, 8 июля в двух копиях: курьером и авиапочтой. Boeing -- курьером утром 9 июля, в день закрытия тендера. Курьер U.S. Aerospace/Antonov подоспел на базу ВВС Райта-Петтерсона в Огайо лишь к 13.30 по местному времени. Организаторы тендера, приняв заявку, указали на ней время 14.05 при том, что официальный срок завершения тендера истекал в 14.00. Узнав об этом, 2 августа руководство консорциума подало протест в Главное бюджетно-контрольное управление США, настаивая на том, что курьера специально задержали на входе в штаб-квартиру KC-135 и, возможно, служащие базы неверно проставили время принятия заявки.
Моррель не считает жалобу на «необоснованное поведение ВВС» серьезной. «Это тендер на 30-40 миллиардов долларов, а не домашнее задание. Здесь важны сроки исполнения», -- отрезали в Пентагоне. Узнав, что украинцы добиваются продления тендера, Моррель завил, что это невозможно, так как 31 марта его уже продляли на 60 дней по просьбе EADS, не успевавшей доделать заявку.
«Заявка опоздала, и по закону нам не разрешается ее рассматривать. Мы приняли две заявки, и U.S. Aerospace среди них нет», -- подвел итог пресс-секретарь.
Американское издание HeraldNet пишет, что у консорциума U.S. Aerospace/Antonov изначально была слабая позиция и заявку никто серьезно не воспринимал: на U.S. Aerospace работают всего 30 человек, а «Антонов» ранее с Пентагоном не сотрудничал.
Процесс затягивается
Ранее руководство ВВС США заявляло, что победитель тендера приступит к работе уже осенью этого года. Аналитик компании Issaquah`s Leeham Скотт Хэмилтон уверен, что процесс затянется до 2012 года. У EADS мало шансов, считают обозреватели британской газеты Birmingham News, узнавшие о мощном лоббировании заявки Boeing в конгрессе США. Концерн выступал в тандеме с General Electric и Honeywell.
При этом эксперты критически оценивают позиции Boeing на рынке. После того как на прошлой неделе компания отчиталась о квартальных показателях, аналитик банка Morgan Stanley Хайди Вуд поставила под сомнение способность ВВС объявить победителя в ноябре.