Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

В российском посольстве в Лондоне насчитали 35 шпионов

Половина сотрудников российского посольства в Лондоне занимается шпионажем, еще 20 человек работают на Москву без дипломатического иммунитета, подсчитали в МИ-5. Британская контрразведка проверяет людей, знавших «русскую шпионку» Анну Чапман.

В Великобритании могут работать как минимум 55 российских шпионов, заподозрили эксперты ведомства контрразведки МИ-5, занявшиеся исследованием связей «русской шпионки» Анны Чапман с жителями островов.

Шпионская сеть

В Лондоне опасаются, что за те пять лет, что урожденная Кущенко прожила в Британии, будучи замужем за англичанином Алексом Чапманом, и до отъезда в США в 2007 году она наладила шпионскую сеть (так называемые «спящие ячейки»), которые стали исправно поставлять информацию Москве.

В шпионаже в пользу России подозреваются 35 сотрудников российского посольства в Лондоне и 15-20 человек, не обладающих дипломатическим иммунитетом и живущих в различных уголках Британских островов, сообщили источники в МИ-5 британской газете Sunday Times.

Много полезных данных эксперты получили от самого Чапмана, психолога по образованию, которого допрашивали на протяжении пяти часов, пишет таблоид Sun, опубликовавший фотографию 28-летней россиянки с голой грудью. «Офицера не волновало, в чем Анну обвиняют в Америке. Его интересовало, могла ли она шпионить в Лондоне», -- признался экс-муж.

Бывшая глава МИ-5 Стелла Римингтон не удивлена сведениями о предполагаемом количестве российских шпионов в Британии: «У России до сих пор имеется очень разветвленная и отлично спонсируемая разведсеть, такая же активная, как и во времена КГБ. Шпионаж представляет серьезную угрозу безопасности Британии и ее экономическим интересам».

Откуда деньги?

Чапман признался, что давно недоумевал, откуда у его бедной жены в свое время внезапно взялись дорогие наряды и деньги на бутики и бизнес. «У нее и копейки-то в кармане не было, она не стремилась чем-либо обладать. А затем внезапно она, снимая однокомнатную квартиру за £1,5 тыс. в месяц возле Музея естественной истории, начала выходить в свет в нарядах от Prada и Gucci. Когда она поехала в США, ее дело за несколько месяцев стало приносить миллионы долларов. Я понятия не имею, как кто-то может так быстро добиться успехов», -- поделился Чапман подозрениями с обозревателями британской газеты Telegraph.

Живя на западе Лондона в районе Кенсингтон, урожденная Кущенко, зарабатывавшая около £25 тыс. в год, носила часы с бриллиантами от Cartier за £17 тыс., платиновое кольцо от Bvlgari, посещала премьеры блокбастеров и роскошные вечеринки в клубах Annabel’s и Tramp. «Она общалась со сливками общества. Некоторые из ее знакомых были очень влиятельными людьми», -- вспоминает знавший Чапман 53-летний бизнесмен Уэйн Шарп. По свидетельству близких шпионки, она выбирала для круга своего общения людей из лондонского Сити.

В ФБР считают, что фирма Чапман (сайт-агентство по поиску недвижимости в интернете) была создана частично на деньги российского правительства, поступившие из российского департамента поддержки малого бизнеса и агентства по развитию инновационного предпринимательства. Речь идет об $1 млн. Этой версии придерживается сама обвиняемая.

Связи Чапман

Эксперты МИ-5 заинтересовались связью девушки с 37-летним британским предпринимателем Кеном Шарпом, который, в частности, экспортирует в Россию водочные бутылки и помимо британского имеет гражданство ЮАР и Зимбабве. По данным контрразведки, Чапман была назначена директором фонда Шарпа Southern Union и заправляла миллионами фунтов стерлингов, перемещавшихся между Британией и Зимбабве, где жил отец россиянки Василий Кущенко. В Лондоне опасаются, что деньги шли на финансирование шпионажа.

Агенты уже выяснили, что Шарп женат на русской -- 44-летней Людмиле Пархоменко. Сам предприниматель отрицает причастность к делу Чапман: «МИ-5 со мной не связывались. Британский фонд Southern Union -- не моя фирма».

Супруг девушки Алекс настаивает, что его жена знала предпринимателя; их познакомил отец Кущенко.

По данным МИ-5, у Чапман имелись связи и с принцами Уильямом и Гарри, и с адвокатом из палаты лордов, имя которого не разглашается.

Полная версия