Москва
5 ноября ‘24
Вторник

В США нашли утерянное полотно Веласкеса

В запасниках музея при Йельском университете найдено утерянное с начала XX века полотно «Обучение Девы» испанского художника Диего Веласкеса. Руку мастера распознали, сравнив картину с «Завтраком», хранящимся в Эрмитаже.

Испанское барокко пополнилось еще одним полотном -- в США найдена картина «Обучение Девы» кисти Диего Веласкеса, считавшаяся утерянной.

Руку мастера опознал куратор европейского искусства в Музее изобразительных искусств Сан-Диего Джон Марчари. Он сравнил порядком потрепанный холст из запасников музея при Йельском университете с «Завтраком» Веласкеса, который хранится в петербургском Эрмитаже. Обнаружилось поразительное сходство: оба полотна написаны в жанре бодегона, сочетающего в себе элементы натюрморта и бытовой сцены. Сходны как композиция и стиль, так и цветовая гамма, текстура красок, изображенные фигуры, проступающие из темноты.

Марчари провел расследование и установил, что холст десятилетиями не покидал запасников, где хранился под номером 190043 и приписывался неизвестному испанскому художнику XVII века. В 1946 году его реставрировали. Этим же временем датируется первая фотография шедевра, сообщает испанская газета El Pais.

Марчари отнес «Обучение Девы» к раннему, севильскому этапу творчества автора «Менин». В это время художник в основном рисовал бодегоны и картины на религиозные темы. В найденной картине присутствуют обе темы: мастер изобразил шестилетнюю Деву Марию, которую родители, престарелые Иоаким и Анна, учат читать. Троица сидит возле столика с кушаньями; за ученицей следят ангелы, изображенные в верхней части холста. Именно эта часть сильнее всего пострадала в XX веке: по неустановленным причинам полотно лишилось фрагмента в 25 см -- ангелам срезало головы. За время хранения в запасниках оно сильно пострадало от влажности, прямых солнечных лучей и неаккуратного обращения: по изображению проходят две полосы.

Окончательный вердикт в деле авторства «Обучения Девы» вынесет музей «Прадо». Марчари готовит статью, которая в ближайшее время выйдет в журнале Ars Magazine. Куратор уверен, что открытый им шедевр является одной из картин, подаренных Йелю в 1925 году меценатами Генри и Рейнхемом Таунсендами, чей родственник-судовладелец привез из Европы две картины испанских творцов на религиозную тему.

В настоящий момент над «Обучением Девы» трудятся реставраторы.

Полная версия