Москва
18 января ‘25
Суббота

Древние изображения зверей оказались письменностью пиктов

Еще один британский народ обзавелся письменностью. Применив теорему Шеннона, ученые предположили, что таинственные петроглифы из Шотландии -- не что иное, как запись языка пиктов.

Ученые с математической точки зрения доказали наличие у древних пиктов письменности.

Пиктография -- у пиктов?

В начале нашей эры этот таинственный народ населял территорию современной Шотландии и оставил после себя несколько сотен каменных стел и украшений, на которых вырезаны изображения животных (лошадей, собак, лососей, волков, орлов), крестов, узлов, зеркал, расчесок, а также сцены охоты и битв.

Пиктыодин из древнейших народов Британских островов. Возможно, кельты. Воевали с римлянами. В VI веке обращены в христианство миссионером Колумбом. Ассимилированы скоттами, вошедшими вместе с ними в Королевство Шотландию.
Историкам удалось датировать эти произведения искусства (VI-IX века), однако установить истинный смысл изображений ввиду их многообразия ученые были не в силах. Выдвигались гипотезы, что загадочные резные существа -- это либо священные животные кланов, либо памятники для потомков, либо разновидность примитивного пиктографического письма. В поддержку последней версии выступает тот факт, что символы животных обычно даются в парах или даже по нескольку пар, а иногда -- в сопровождении изображения зеркала и расчески, располагающихся наверху стелы.

Подобная повторяемость насторожила ученых, решивших применить к древним символам современные математические методы. Роберт Ли из британского университета Эксетера проанализировал изображения на неолитической стеле «Кубок и кольцо» и каменных памятниках эпохи железного века с помощью теоремы Шеннона, которая описывает максимально достижимые возможности кодирования источника общего вида с помощью разделимых кодов.

Не искусство, а письмо…

Вместе с коллегами Филиппом Джонатаном и Паулин Зиман Ли отследил порядок, направление, частоту встречаемости каждого петроглифа, после чего сравнил выведенные данные с теми, что были получены до него исследователями египетских иероглифов, китайских текстов, письменной латыни, древневаллийского, ирландского и некоторых современных языков.

В результате были сделаны два важных вывода: во-первых, гравировка на стелах пиктов не имеет ничего общего с письменностью других народов. Однако, и во-вторых, в ней имеются характеристики письменности, основанной на разговорном языке.

…притом продвинутое

Другими словами, петроглифы пиктов -- это не примитивная пиктография, а продвинутое символическое письмо. Ли объяснил в интервью изданию Discovery News, что ученых первоначально сбило с толку отсутствие линейной последовательности на стелах, типичной в продвинутой письменности, где, как и в речи, символы (слова, буквы) следуют друг за другом.

«Мы знаем, что у пиктов был разговорный язык, дополняющий символическое письмо. Еще Беде (монах и историк, живший в 735 году н. э. -- Infox.ru) писал, что в Британии тех времен существовало четыре языка: бриттский, пиктский, скоттский и английский», -- поведал Ли, преподающий в университетской Школе бионаук.

С ним солидарен не участвовавший в исследовании специалист по знакам и символам Пол Буиссак из университета Торонто: «Более чем вероятно, что символы пиктов являются примерами письменности в том смысле, что они кодировали информацию и базировались на разговорных формах».

В поисках «кода пиктов»

Несмотря на открытие Ли, расшифровать пиктский язык пока невозможно. «Придется подождать открытия пиктского эквивалента Розеттского камня, помогшего взломать код египетской иероглифики. Это может произойти, а может и не произойти», -- признал Буиссак.

В настоящий момент Ли пытается докопаться до смысла так называемых «пиктских узлов» и узнать, что именно зашифровывает этот «плетеный» символ.

Результаты исследования опубликованы в научном журнале Proceedings of the Royal Society A.

Предварительные выкладки Ли содержатся в материалах «круглого стола» «Археология семиотического поведения», состоявшегося в рамках конгресса IASS в сентябре 2009 года в испанской Ла-Корунье.

Полная версия