Пещерная живопись создавалась тысячелетиями
Найден способ более точной датировки искусства палеолита. Ученые стали применять радий-урановый метод и выяснили, что рисунки бизонов в Альтамире создавались более 10 тыс. лет кряду.
Исследования ученых из Бристольского университета приоткрыли завесу тайны над историей происхождения наскальной живописи первобытных людей. Алистер Пайк вместе со своими коллегами-археологами решил выяснить возраст не напрямую самих рисунков, а образованных поверх отложений кальция, таких как сталактиты и сталагмиты. Для этого он применил новаторский для исторической датировки, однако привычный для геологов радий-урановый метод.
Команда Пайка отобрала более 130 образцов минеральных отложений из девяти европейских пещер, которые древние люди использовали в качестве галерей и храмов.
На протяжении тысячелетий по скальным стенам вместе с карбонатом кальция стекал растворенный в воде радиоактивный уран. Карбонат кальция образовывал меловые отложения, становившиеся «ловушкой» для урана. Со временем данный радиоактивный элемент распадался и превращался в торий. Сопоставляя соотношения урана и тория в слоях, образовавшихся поверх наскальных рисунков, Пайк смог установить их приблизительный возраст.
Оказалось, что знаменитые бизоны в испанской пещере Альтамира «рождались» на протяжении 15 тыс. лет, в промежуток от 10 тыс. до 25 тыс. лет назад.
Производство живописи шло по фазам, а не одномоментно, как раньше считали историки.
«Мы обнаружили, что в некоторых местах разукрашивание затянулось на почти 20 тысяч лет. Это противоречит данным археологических раскопок, так как историки нашли лишь один культурный слой. Возможно, люди не жили там, где рисовали. Скорее всего, они селились где-то поблизости, а раскрашенные скальные пространства были для них чем-то особенным», -- рассказал Пайк в интервью британской газете Telegraph.
«Это большой прорыв в понимании того, как рождалось пещерное искусство. Находка проливает свет и на причины появления этих рисунков -- почему в некоторые периоды первобытная живопись процветала, а в некоторые нет», -- отметил Пайк.
Его выводы подтверждают гипотезы историков относительно того, что наскальное искусство процветало, когда палеолитические культуры были вынуждены быстро передвигаться по европейскому континенту из-за климатических изменений, а затем по завершении ледникового периода, когда расширились зоны обитания первобытного человека. Именно в эти периоды создавались лучшие образцы древней живописи, такие как Альтамира и «Сикстинская капелла палеолита».
Идея применить радий-урановый метод пришла к Пайку во время экспедиции по пещерам Крессвелл-Крег в британском Дербишире, где сохранились единственные для Британских островов образцы палеолитической живописи.
Ученый доказал, что дербиширские рисунки аутентичные и им как минимум 12 тыс. лет, то есть они были созданы именно во времена палеолита.
В своем исследовании, опубликованном в журнале Planet Earth, Пайк доказывает превосходство своего метода над радиоуглеродным еще и в том, что при анализе минеральных отложений не повреждается сам рисунок. Раньше исследователи добывали образцы угля и других красящих веществ, соскребая их с произведения искусства, пусть и в микроскопических количествах.
Неточность рождалась еще и из-за того, что ученым до конца не было известно, о чем говорит возраст датированного угля -- о том, когда он был применен или когда образовался. Ведь первобытный художник мог подобрать черный осколок, которым пользовались несколько тысяч лет назад, и начать создавать новый шедевр.
Пайка поддержал эксперт по палеолитическому искусству из испанского университета Кантабрии Пабло Ариас, который напомнил, что еще десять лет назад узнать возраст наскальных рисунков можно было лишь сопоставляя их стилистически. «Мы хотим понять, как вели себя первобытные люди, что они чувствовали. Палеолитическое искусство дает нам возможность задуматься над символами, которые были для них важны», -- объяснил Ариас.
Однако Пайк отметил, что при всех положительных сторонах радий-уранового метода он весьма трудоемок.
«На это уходит куча времени. Чтобы отобрать образцы для трех диагностических дат в Крессвелл-Крег, двум специалистам пришлось соскребать их на протяжении четырех дней. Иногда к самим рисункам очень сложно пробиться; такое ощущение, будто древние люди специально помещали их в самых труднодоступных частях пещер», -- рассказал Пайк.
«На протяжении последних нескольких лет постоянно разгорались дебаты относительно радиоуглеродного метода датировки. Новый способ поможет нам узнать, когда же именно создавались эти предметы искусства. После этого мы сможем ответить на еще более сложный вопрос, а для чего именно оно создавалось», -- объяснил Пайк.