Москва
5 января ‘25
Воскресенье

Германия выступила против хранения записей разговоров

Конституционный суд Германии выступил против хранения данных телефонных разговоров и интернет-трафика. Пока не сформулирован новый закон, гражданам разрешили знать, как контролируют их звонки и переписку.

Хранение данных телефонных разговоров и интернет-трафика осуществляется в Германии несправедливо, признал конституционный суд в Карлсруэ.

Судьи сочли, что закон, регламентирующий действия властей по контролю над разговорами граждан, неверно составлен, так что многие его параграфы противоречат конституции. Конституционный суд приказал всем телекоммуникационным компаниям, которым разрешено хранить подобные данные на протяжении полугода, уничтожить все свои «запасы» -- IP-адреса, данные о времени, продолжительности разговоров и местонахождении абонента, адреса электронной почты.

Как пишет немецкая газета Spiegel, судьи не сочли противоречащим конституции сам закон о хранении данных, чего от них требовали 35 тыс. истцов, недовольных тем, что государство их прослушивает и контролирует. Глава конституционного суда Ханс-Юрген Папир считает, что необходимо обеспечить «прозрачный контроль» и подготовить новый закон, в котором будет специально прописано, что, как долго и в каких целях разрешено хранить. Пока он не создан, граждане вправе знать, кто и как проверяет их разговоры и переписку.

Тотальная слежка

Закон о хранении данных от 2008 года создавался для помощи полиции, прокуратуре и секретным службам в деле выслеживания преступников. Он позволял не только установить контакты, но и, отслеживая разговоры по мобильному телефону, устанавливать местонахождение правонарушителя. Хранение данных возлагалось на телекоммуникационные компании.

Немецкий закон был принят в рамках новой антитеррористической политики, зародившейся после знаменитых терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Международный прецедент был создан в июне 2002 года. Тогда Европейский парламент принял закон, который предоставил полиции больше прав для фиксирования сообщений в интернете и создал предпосылку для требования долгосрочного хранения персональной информации. Против закона выступили правозащитники, настаивавшие, что он противоречит праву человека на тайну разговоров и переписки, осуществляемых техническими средствами телекоммуникаций. Активистов поддержали власти Ирландии и Словакии, подавшие протест в Европейский суд справедливости в Люксембурге. Он отказался удовлетворить их ходатайство, постановив, что операторы связи вправе хранить подобные данные.

Spiegel подчеркивает, что решение Карлсруэ не противоречит распоряжению Люксембурга, так как речь идет о формулировке немецкого закона.

Полная версия