Полет зародился на деревьях
Микрорапторов следует считать птицами-древолазами, а вовсе не четырехкрылыми динозаврами. Ученые смоделировали полет животного и обнаружили препятствие для жизни на земле -- слишком пернатые лапы.
Предки птиц научились летать, прыгая с деревьев и планируя наподобие бипланов, предположили палеонтологи из Университета Канзаса.
Проблема возникла при определении стратегии полета. Большинство палеонтологов планеты считают, что микрорапторы были динозаврами, то есть бегали по лесной подстилке и учились летать, развивая длину и высоту прыжка.
Запуск микрорапторов
Бернем и Александр уверены, что микрорапторов следует считать птицами, поэтому, вместо того чтобы заставить модели подскакивать, ученые отправили их в полет.
На сайте университета выложен видеоотчет, в котором бородатые старички запускают деревянные модели, как если бы это были воздушные змеи. При запуске с лужаек изделие практически сразу разбивалось о землю, зато когда экспериментатор поднимался на холм, модель пролетела значительное расстояние, выделывала пируэт и мягко садилась.
В пресс-релизе на сайте своей организации ученые делают вывод, что полеты прошли «успешно». «Проделанная нами научная работа и летные испытания показывают, что микрораптор умел прекрасно планировать», -- заявил Бернем.
Рептилии изобрели биплан
Палеонтолог Санкар Чаттерджи из Технического университета Техаса предположил, что в полете микрораптор вовсе не был похож на одного из самых знаменитых современных планеров в природе: белку-летягу, растягивающую лапки и активизирующую таким образом летательную перепонку.
Шатерджи считает, что летающий микрораптор подтягивал под себя лапы, так что два ряда параллельных крыльев превращали его в своеобразный биплан. «Такое ощущение, что микрораптор изобрел биплан 125 млн лет назад, задолго до модели Flyer 1903 года братьев Райт», -- приведена позиция Чаттерджи в журнале PNAS, где канзасские ученые опубликовали свое исследование. Впервые Чаттерджи выдвинул свою гипотезу в 2005 году.
Когтистый биплан -- плохой бегун
Моделируя микрораптора, Бернем и Александр обратили внимание, что у этого животного слишком большие перья на задних лапах -- каждое длиной 18 см. Нормально передвигаться по земле с такими приспособлениями животное не могло: ковыляющего увальня мигом сожрал бы любой хищник. «Если кто-то думает, что это животное было наземным бегуном, то пусть создаст модель, посадит ее на беговую дорожку и докажет, что она с такими длинными перьями на задних лапах вообще может бегать», -- смеется Бернем.
Доказательством теории «микрорапторов-древолазов» служат и загнутые когти животного, с помощью которых очень удобно карабкаться по стволу и веткам, но совершенно невозможно бегать.