Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Нью-Йорк стал столицей авангарда

В рамках 46-го нью-йоркского кинофестиваля (NYFF) открывается XII ежегодный смотр авангардного кино. Ожидается показ фильма вдохновителя волнений 1968 года Ги Дебора.

В нью-йоркском Театре Уолтера Рида, который расположен в Линкольн-центре, начинается один из самых знаменитых в мире смотров авангардного кино, который проходит в рамках 46-го нью-йоркского кинофестиваля (NYFF). «Видения авангарда» проходят с 1997 года.

В 12-й раз киноманы смогут насладиться ежегодным смотром «Видения авангарда». Его учредители Марк Макелхаттен и Гевин Смит продлили состоящую из девяти частей «программу выходных» до трех дней, сообщается в пресс-релизе NYFF.

Ги-Эрнст Дебор(1931--1994) -- французский писатель, художник-авангардист, философ и режиссер. В 1952 году сорвал пресс-конференцию Чарли Чаплина, назвав того «мошенником чувств и шантажистом страданий». Организовал «Ситуационистский интернационал», который, как Дебор считал, вбирал в себя идеи синтеза сюрреализма и дадаизма и антигосударственного марксизма. Издал книгу «Общество спектакля», где критиковал капитализм, СМИ, урбанизм, копирайт и индустрию развлечений. Идеи Дебора стали базой волнений 1968 года.

Откроет смотр последний фильм французского авангардиста и философа Ги Дебора In girum 1978 года. Организаторы решили отпраздновать таким образом 30-летний юбилей этой картины.

В блогах кинофестиваля один из посетителей выразился так: «Если хоть раз за последние восемь дней вы задумывались, что потеря нашей страной политического лидерства является лишь частью больших проблем, тогда сходите и посмотрите фильм Ги Дебора». In girum является квинтэссенцией идей Дебора, «актом отрицания»; режиссер критикует западную цивилизацию и «падение человечества от производителей товаров до потребителей культуры», показывая на экране образы из журналов, комиксов и популярных фильмов.

Большинство снятых кинокартин Дебора состоят из коротких диалогов, разделенных 15-минутными паузами, во время которых зрителю демонстрировался белый экран. По замыслу автора, во время этих пауз зритель должен был отвлечься от пассивного созерцания и вспомнить о реальной жизни.

Член отборочной комиссии NYFF Кент Джонс классифицировал творение Дебора как «без преувеличения одно из самых провокационных переживаний, которое вы когда-либо испытывали в кино».

После показа In girum запланирован круглый стол с участием французских режиссеров Оливье Ассаяса и Жана-Пьера Горина, а также писателя и литературного критика Грейла Маркуса, сообщает издание QPorit.

NYFFначался 26 сентября и завершится 12 октября. За этот период покажут 28 фильмов из 18 стран. Свои творения представляют Стивен Седерберг, Бенисио дель Торо, Мартин Скорсезе. Первый NYFF прошел в 1963 году и стал считаться одним из самых значимых в США кинофестивалей. Он не является конкурсным. Картины к показу отбираются «Обществом кино», штаб-квартира которого находится там же, где и проходит фестиваль -- в нью-йоркском Линкольн-центре.

Остальные программы «Видений авангарда» включают в себя как современные творения, так и шедевры классиков экспериментального кино. Программы «Жар солнца», «Время знаков» представят работы Марии-Елены Кларк, Криса Кеннеди, Сильвии Шедельбауер, Джесси Стид, которые дебютируют на фестивале.

Свои новые работы привезли Бен Риверс, Майкл Робинсон Лесли Торнтон, Эрни Гер.

Учредители XII смотра предусмотрели проведение индивидуальных программ знаменитых авангардистов: Эндрю Норена, Натаниэля Дорски и Крейга Болдуина.

Особое внимание приковано к ретроспективе картин Брюса Коннера, который скончался летом этого года.

Ожидается показ «Прорыва», «Фильма», «Пасхального утра» и других шедевров от первопроходца жанра «музыкальное видео». Именно Коннер стал использовать в своих фильмах поп-музыку в качестве саундтрека. Он активно критиковал рекламу и телевидение, создавал сюрреалистические творения с помощью женских чулок, велосипедных колес и покрашенных поверхностей.

Фильмом-закрытием «Видений авангарда» станет RR Джеймса Беннинга.

43 поезда заставят зрителей разгадывать культурные и политические значения происходящего на экране. Как выразился обозреватель Film Comment, «RR являет собою образ огромного трубопровода товаров, змеи-монстра, которая несется по земле до тех пор, пока не наткнется на волшебный лес из ветряных мельниц».

Американские кинообозреватели характеризовали Смотр авангардного кино как «неотъемлемую часть нью-йоркского кинофестиваля, которая расширяет спектр представленных на NYFF картин и привлекает внимание к альтернативным лентам, которыми преступно пренебрегают в культуре мейнстрима».

Авангард как направление в кино, первоначально французском, возник в 1918 году в противовес коммерческому кинематографу. Режиссеры-авангардисты экспериментируют с новыми идеями, формами, технологиями и средствами выражения, зачастую опережая свое время. Авангардные фильмы характеризуются постоянным экспериментированием -- будь то манипуляция используемым материалом, стилизованная визуальная презентация или резкий отход от каких-либо норм. Авангардное кино всегда отображает эмоции его создателя. Зачастую подобные фильмы фокусируются на лирике, абстрактных вещах или красоте, как самодостаточных ценностях, без уделения внимания собственно повествованию. Абстрактные фильмы зачастую называют «абсолютным кино».

Эксцентричность и экстремальные утверждения режиссеров зачастую шокируют зрителей, тем пробуждая его, освобождая от привычных жизненных схем и догм. Некоторые авангардные фильмы являются экспериментальными в том смысле, что их создатели исследуют способы влиять камерой на человеческое восприятие.

Полная версия