В испанской Жероне открылась выставка картин Кандинского, Малевича, Гончаровой, Бурлюка. Ее помог организовать Русский музей. Для создания атмосферы в залах выставлены игрушки и костюмы начала XX века.
46 полотен составили выставку «Истоки русского авангарда», которая открылась в каталонском городе Жероне. Все представленные экспонаты привезены из Санкт-Петербурга, причем большую их часть в Испании никогда не видели. Европейцы смогут полюбоваться шедеврами художников, которые творили в период с 1901 по 1915 годы: Казимира Малевича, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Павла Филонова, Елены Гуро, Давида Бурлюка, Валентина Серова, Николая Рериха, Исаака Бродского, Ильи Машкова.
Выставка организована не по хронологическому, а по тематическому принципу. Она посвящена неопримитивизму. Представители этого направления упрощали используемые ими художественные средства и обращались к народному и детскому творчеству, первобытному и средневековому искусству. Источником вдохновения для русских неопримитивистов стало искусство Востока, лубок, народная игрушка. Именно их организаторы выставки и привезли в Жерону, чтобы наглядно объяснить испанцам ход русской мысли. В залах Культурного центра Caixa шедевры мастеров-живописцев соседствуют с ремесленными поделками русских крестьян, игрушками и платьем начала XX века.
Куратором выставки стала заместитель директора Русского музея Евгения Петрова. Она рассказала в интервью испанскому агентству Efe, что «долгое время национальная культура не воспринималась в России как нечто важное», однако «в начале XX века люди вновь открыли для себя значение народного творчества».
«Именно неопримитивизм послужил отправной точкой движения абстракционизма», -- напомнила Петрова.
Как пишет испанская газета La Vanguardia, в полотнах Рериха и Грабаря отобразился контрапункт между иконой XVII века и автопортретом Малевича. Значительная часть выставки посвящена одному из главных представителей неопримитивизма -- Наталье Гончаровой. Она живописала сельскую жизнь в настолько специфической манере, что теперь ее работы становятся топ-лотами торгов Christie's и Sotheby's.
Итоговую часть выставки составляют произведения Кандинского, которые, как отметили испанские обозреватели, представляют собой «последний эволюционный шаг в сторону супрематизма и абстракционизма, отправную точку, распахнувшую двери авангардистам».
Испанцы питают большую любовь к русскому авангарду. 7 октября они открыли в Мадриде выставку «1914! Авангард и великая война», в которую вошли 222 произведения: картины Филонова, Кандинского и Шагала, литографии Гончаровой. Экспозицию также помог организовать Русский музей.