«Коза Ностра» шантажировала Рим
Итальянские спецслужбы вступали в сговор с сицилийской мафией в начале 1990-х годов, чтобы остановить волну насилия. В обмен на прекращение убийств главари «Козы Ностры» требовали судебных и налоговых уступок.
Генпрокурор Италии по борьбе с мафией Пьеро Грассо подтвердил факт сотрудничества итальянских властей с мафией в начале 1990-х годов.
Первые подтверждения
Слухи о сговоре спецслужб с сицилийской мафией «Коза Ностра» неоднократно возникали в Италии, однако лишь в минувший четверг, 15 октября, появились первые документальные подтверждения. Ряд итальянских СМИ опубликовал фотокопию ультиматума мафии от 1992 года, состоявшего из 12 пунктов, в котором преступники обещали прекратить убивать в обмен на подачки властей.
Грассо косвенно подтвердил подлинность документа, признав в интервью телеканалу RaiDue факт ведения переговоров с мафией.
Волна убийств
По словам Грассо, все началось в марте 1992 года, когда был убит депутат Европарламента и правая рука бывшего премьер-министра Италии Джулио Андреотти сицилиец Сальво Лима. Заподозрив мафию, власти Италии ужесточили сроки тюремного заключения уже осужденным гангстерам и стали пристальнее охотиться за преступниками, находящимися на свободе.
23 мая был убит судья Джованни Фальконе, специализировавшийся на делах, связанных с мафией.
«То были ужасные времена. Необходимо было остановить волну терактов, которые начались с убийства Фальконе», -- вспоминает генпрокурор. По словам Грассо, устранив Фальконе мафиози поняли, что «прицельными» убийствами смогут шантажировать и заставить выполнять свои требования власти. «Убийство Фальконе послужило своеобразным бикфордовым шнуром для этого шантажа», -- уверяет Грассо.
Сговор
19 июля в Палермо вместе со своими пятью охранниками был застрелен видный судья Паоло Борселлино. Его смерть заставила власти понять, что необходимо менять тактику и обращаться за помощью к самим мафиози. «Сотрудничество должно было положить конец этой волне терактов и помочь найти лиц, которым можно было бы доверять в деле обсуждения этой темы», -- отметил Грассо.
Собеседниками спецслужб стали легендарный главарь «Козы Ностры» Тото Риина, известный своей кровожадностью, и мэр Палермо Вито Чанчимино, тесно сотрудничавший с мафией.
Информация о сути требований преступников содержится в ультиматуме из 12 пунктов, который, по мысли следователей, был составлен сыном Риины. Как видно из документа, гангстеры требовали от властей отменить некоторые «антимафиозные» законы, пересмотреть уже вынесенные судебные решения и налоговую ставку на сицилийские бензозаправочные станции.
По словам генпрокурора, власти были вынуждены пойти на уступки мафии, после чего покушения прекратились.
На вопрос журналистов, считает ли он нормальным переговоры между государством и гангстерами в подобных обстоятельствах, Грассо ответил, что проблема заключалась лишь в необходимость увидеть в «Козе Ностре» достойного собеседника.
В интервью газете La Stampa он добавил, что сговор с мафией «спас жизни многим министрам».
Реакция следствия и общественности
Итальянские СМИ сообщают, что следователи ищут оригинал ультиматума, чтобы провести графологический анализ документа, а также бумаги, подписанной самим Вито Чанчимино. По данным La Stampa, некоторые документы были обнародованы сыном Чанчимино Массимо, который решил сделать переговоры 20-летней давности достоянием общественности.
Итальянские зрители увидят интервью генпрокурора телеканалу RaiDue лишь сегодня. Откровенность Грассо уже вызвала недовольство бывшего прокурора, а ныне лидера оппозиционной Партии ценностей Антонио ди Пьетро. Он потребовал от Грассо огласить, «каких именно политиков спасли и почему мафия хотела их убить».