Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«Мону Лизу» рисовали для младенца Медичи

Леонардо да Винчи рисовал «Мону Лизу» как идеальный материнский образ по заказу Джулиано Медичи, воспитывавшего незаконнорожденного сына. Загадка картины объясняется наложением двух женских портретов -- Лизы Герардини и любовницы Медичи, а также возникающей ассоциацией с Богородицей.

Гений Возрождения Леонардо да Винчи создавал «Мону Лизу» на деньги богатого отца-одиночки Джулиано Медичи, который заказал идеальный материнский образ для воспитания своего сына, считает итальянский историк Роберто Заппери.

Истоки общепринятой версии

Исследователь готовит к публикации монографию, в которой прослеживает историю создания знаменитой картины на основании изучения архивов начала XVI века.

«Концепции Герардини»присутствует в трудах историков Карло Педретти и Александра Перрига, выпустивших свои исследования в 1957 и 1980 годах соответственно.
Главный вывод Заппери опровергает общепринятую концепцию идентификации модели, предложенную еще в конце XVI века биографом художника Джорджио Вазари. Этот средневековый писатель предположил, что «Мона Лиза» срисована с жены флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо Лизы Герардини.

Концепция Вазари неоднократно становилась предметом спора ученых и художников, не понимавших, зачем да Винчи создал обычному женскому портрету такой сложный фон и посадил модель в позу богоматери, почему не отдал произведение заказчику и в принципе согласился на «банальную» работу семейного портретиста.

След Медичи

Заппери считает, что заказчиком «Моны Лизы» был не купец, а представитель флорентийской правящей семьи Медичи -- Джулиано. Подтверждение этой версии есть в записях секретаря кардинала Антонио де Беатиса, который в 1517 году вместе с кардиналом Луи Арагонским посещал художника в его французской мастерской. «Он (Леонардо да Винчи. -- Infox.ru) показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе Джулиано Медичи…», -- говорится в тексте отрывка из дневника де Беатиса.

По словам Заппери, величайшая ошибка историков искусств последних четырех веков заключается в том, что они предпочли текст источника концепции Вазари. «Его биографии великих художников почитаются библией истории искусств», -- напомнил этот уроженец Рима в интервью немецкой газете Süddeutschen Zeitung.

Как все было

Заппери проанализировал биографию Джулиано Медичи и нашел подтверждение версии Антонио де Беатиса.

Джулиано Медичи, герцог Немурский (1479-1516) был третьим сыном главы Флорентийской республики и знаменитого мецената Лоренцо Великолепного и братом папы римского Льва X.

Ипполит Медичивпоследствии стал кардиналом.
До 1513 года и переезда в Рим Джулиано жил в герцогстве Урбино, где познакомился с девушкой по имени Пацифика Брандани. Она родила ему сына Ипполита, однако сильно заболела и была вынуждена отдать ребенка в воспитательный дом Урбино. Заппери обнаружил в бухгалтерских книгах этого заведения от 1511 года упоминание об этом мальчике. Спустя некоторое время Брандани скончалась, а Медичи, считавший, что его возлюбленная беременна от законного супруга и узнавший правду лишь после ее смерти, забрал Ипполита из воспитательного дома и признал его своим сыном. Эти сведения историк почерпнул из писем герцога Немурского друзьям.

Идеальный образ матери

Маленький Ипполит очень скучал по матери и отказывался считать жену Джулиано Филиберту Савойскую своей родительницей, пусть и приемной. «Джулиано нужно было успокоить сына. Я считаю, что на этих основаниях он уполномочил Леонардо, который незадолго до этого был ему представлен, создать мальчику рисованный образ матери, так как реального человека уже не было. Как всегда, Джулиано разрешил Леонардо делать все, что он хочет. Он должен был нарисовать материнскую фигуру своих фантазий», -- заверяет итальянский историк.

Да Винчи начал исполнять приказание, однако не успел передать шедевр заказчику, потому что Джулиано Медичи скончался в 1516 году. Ипполиту на тот момент исполнилось всего четыре года. Художник решил оставить портрет при себе и уехал с ним во Францию, где и показал рисунок кардиналу.

Слияние двух портретов

Заппери признает, что флорентийские современники да Винчи еще в 1503 году сообщали о том, что художник нарисовал голову Лизы Герардини. «По сути, Леонардо начал рисовать «Мону Лизу» еще во Флоренции, так как ему были нужны деньги… Однако что стало с этой головой, я не знаю…Тот факт, что рисунок в Лувре таких необычно больших размеров, я объясняю тем, что да Винчи позже соединил портретную голову Лизы с рисунком для Джулиано Медичи», -- полагает ученый.

Идеальная мать -- Богородица

Гипотеза о слиянии двух образов отображена и в названии картины -- «Мона Лиза» является сокращенной версией от «Мадонна Лиза».

Заппериявляется автором более десяти монографий в области истории искусств. До да Винчи он исследовал биографии Гете, Петрарки, Тициана. Его книги переведены на шесть языков мира.
Другими словами, да Винчи совместил имя первой модели с сутью заказа Медичи, который на деле требовал нарисовать ребенку Брандани-Богоматерь, идеальную мать.

Исследователь уверен, что Леонардо «не знал ничего конкретного о Пацифике» и мог принять ее за флорентийку, поэтому не стал волноваться из-за совмещения двух женских образов и, по сути, не соврал кардиналу, когда выдавал портрет за изображение «флорентийской дамы, писанной с натуры по просьбе Джулиано Медичи».

Исследование Заппери будет опубликовано в 2010 году.

Полная версия