Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Картину Веласкеса выдал воротничок

Мир обогатился еще одним шедевром Диего Веласкеса. Это портрет усатого мужчины в камзоле с белым воротничком. Нью-йоркским реставраторам удалось высвободить его из-под слоя синтетического лака, скрывавшего подпись гения, истинный фон и детали.

В художественном музее «Метрополитен» в Нью-Йорке обнаружена ранее неизвестная картина кисти величайшего представителя испанского Золотого века Диего Веласкеса, датированная примерно 1634 годом.

Хранили и не знали

Хотя полотно выставлялось с 1949 года, долгое время его считали малоценным творением одного из многочисленных последователей Веласкеса.

Диего Веласкес (1599-1660)Занимая должность придворного живописца короля Испании, создавал портреты членов монаршей семьи, папы Иннокентия X, генералов, карликов и шутов, а также картины на религиозные и мифологические сюжеты.
Концепция об авторстве самого гения выдвигалась лишь однажды и была отвергнута из-за явного несходства со стилем Веласкеса -- полотно представляло собой очень мрачный портрет мужчины, в то время как уроженец Севильи предпочитал более светлую палитру и обожал вырисовывать детали.

В 1920-х годах полотно сильно вычистили, а в 1953 и 1965 годах покрыли толстым слоем синтетического лака. За последние десятилетия картина поистерлась, а лак успел пожелтеть и начал затенять собой оригинал.

Один из кураторов музея Кит Кристиансен поделился в интервью американской газете New York Times, что «скучная» картина волновала его на протяжении 25 лет, и лишь накануне он получил разрешение от руководства музея на проведение реставрации.

Брови, воротничок и эмоции

С помощью органических растворителей Кристиансен начал аккуратно счищать лак и внезапно обнаружил, что темно-зеленый фон произведения превратился в серый. На насупленном лице, высвободившемся из-под лака, проступили эмоции, брови стали пушистыми, глаза выразительными, а из черного костюма выглянул ярко-белый воротничок, благодаря которому в полотне появился контраст.

Завершив очистку, Кристиансен обнаружил типичные для Веласкеса мазки и, что еще более ценно, подпись мастера, скрывавшуюся под толстым слоем налета и лака.

Мужчина, которому на первый взгляд около 30-40 лет, черноволос и изображен по грудь в три четверти. Портрет является незавершенным. Веласкес успел прописать лишь лицо и полочки черного камзола. Рукава практически отсутствуют, как и фон, который слегка обозначен серым маревом.

Автопортрет?

Сотрудники музея «Метрополитен» увидели в изображенном персонаже портретное сходство с мужчиной, появившимся в правой части знаменитой картины «Сдача Бреды», которая хранится в Мадриде. Искусствоведы считают, что оба полотна были созданы одновременно -- в 1634-1635 годах, то есть когда самому Веласкесу было около 35 лет. Эксперты полагают, что в обоих случаях мужчина -- сам испанский художник.

В миресуществует всего около 110-120 полотен Веласкеса. В музее «Метрополитен» хранится крупнейшая американская коллекция картин этого мастера.
«А почему бы (найденной картине. -- Infox.ru) не быть автопортретом? Было бы весело задать тему в блогах на сайте музея и попросить людей высказывать свои мнения», -- считает Кристиансен.

Самый известный автопортрет Веласкеса составляет часть знаменитых «Менин», однако художник создал их, когда ему уже исполнилось 57 лет, поэтому сопоставить трех мужчин будет очень сложно.

Истину установят историки, обещает руководство музея, чье заявление опубликовано в пресс-релизе на сайте организации.

Эксперты музея «Метрополитен» уже успели установить эстимейт шедевра -- $40 млн.

До появления в нью-йоркском музее «Мужской портрет» хранился в частной коллекции всемирно известного торговца антиквариатом Джозефа Дювина. Он приобрел его у слепого правителя королевства Ганновер Георга V (1857-1878). Считается, что до этого картина некоторое время принадлежала незаконному сыну британского короля Георга II Иоганну-Людвигу, графу Уоллмоден-Гимборн.

 

Полная версия