Найден древнейший музыкальный инструмент
В Германии раскопан древнейший рукотворный музыкальный инструмент -- костяная флейта. 35 тыс. лет назад ее изготовил представитель ориньякской культуры из кости хищного белоголового сипа.
Люди, населявшие Центральную Европу 35 тыс. лет назад, очень любили музыку и умели изготавливать изящные поделки из кости, выяснили немецкие ученые.
Археолог Николас Конард из университета немецкого Тюбингена обнаружил костяную флейту в пещере Полых скал, которая расположена к югу от Штутгарта на берегу одного из притоков Дуная. Изделие находилось в слое, датированном учеными в 35 тыс. лет. В это время пещеру населяли носители ориньякской культуры.
«Это древнейший в мире музыкальный инструмент», -- подчеркнул археолог в интервью Associated Press. Результаты его открытия опубликованы в престижном журнале Nature. Ранее самыми древними музыкальными инструментами считались 22 флейты из французских Пиреней, которым по 30 тыс. лет, и духовой инструмент из Австрии -- 19 тыс. лет.
Поверхность флейты и структура кости прекрасно сохранились, поэтому ученые смогли определить, как именно этот инструмент делался. Вдоль отверстий вырезано четыре тонкие линии. По предположению исследователей, эти линии могут быть неким способом измерения для выяснения, где именно нужно с помощью каменного орудия вырезать отверстия. Никакого подобия мундштука, судя по всему, не существовало.
Птичья флейта будет выставлена в Штутгарте в рамках экспозиции «Ледниковый период -- искусство и культура», которая пройдет с 18 сентября по 10 января.
Любовь к музыке
В слое, где лежали фрагменты флейты, нашлись кости лошадей, мамонта, козлов, пещерных медведей, а также фигурки этих животных. Больше всего исследователей поразили две другие флейты, изготовленные из слоновой кости примерно в то же время, что и инструмент из останков сипа. На инструментах из кости млекопитающего сохранились следы отверстий и линий. Технология изготовления флейт из слоновой кости была гораздо более сложной, чем из птичьих костей. Она должна была повторять естественную форму бивня мамонта. Вырезали ее из двух половинок кости, а потом крепко скрепляли между собой.
В пещере Глайсенклестерль, расположенной неподалеку от Полых скал, археологи ранее нашли другую флейту меньшего размера. В ней просверлили лишь три отверстия, а изготовили ее из кости лебедя. Здесь музыкант должен был дуть в боковое отверстие, а не в кончик трубки, в отличие от предыдущей флейты. Однако возможности этой маленькой флейты были более ограничены -- она больше, поэтому и звук должен был быть более глубоким. Однако для выяснения этого вопроса ученые хотят реконструировать первобытную флейту: создать копию, на которой можно будет сыграть.
Женская красота в представлении древних людей
В середине мая Конард опубликовал статью в Nature, посвященную другой сенсационной находке в Полых скалах -- палеолитической Венере, вырезанной 35 тыс. лет назад из кусочков кости мамонта. Древний мастер вырезал ей гипертрофированные груди, огромные бедра, животик и акцентировал половые органы.
Конард уверен, что создателей швабской Венеры и флейты можно считать прямыми предками современных людей, а не неандертальцами, которые заглядывали в Полые скалы, но надолго там не оставались. «Новые находки отчетливо показывают, какую роль играла музыка в жизни носителей ориньякской культуры», -- добавил исследователь.
Полые скалы не перестают удивлять историков оригинальными изделиями: в 2006 году в той же пещере нашли фигурку мамонта, вырезанную из бивня, а чуть позже -- изображение человекольва с ярко выраженными мужскими половыми органами, которому 32 тыс. лет.