Девятииглые колюшки оказались гениями среди рыб
Девятииглая колюшка доказала свою способность к социальному научению. Эти маленькие рыбки способны учиться на ошибках окружающих и избирательно относятся к примеру, поданному косяком.
Сотрудники британского Даремского университета обнаружили у девятииглых колюшек уникальные способности: эти малютки способны к социальному научению. Они овладевают ранее неизвестными им видами активности, подражая или наблюдая за поведением остальных. Раньше ученые считали, что к социальному обучению способен лишь человек.
Чтобы быть умным, вовсе не нужно иметь большой мозг, выяснили биологи с помощью эксперимента. Косяк колюшек поместили в аквариум, где размещались две кормушки. Сперва ученые положили в первую кормушку больше еды, чем во вторую, а затем через некоторое время поменяли их местами. 75% колюшек успели переключиться на вторую кормушку, несмотря на то что личный опыт говорил им о недостатке пищи в ней.
Когда экспериментаторы положили в обе кормушки поровну еды, косяк колюшек поделился 50 х 50.
Копировать вредно, думать полезно
Эти результаты показывают, что рыбки не только копировали поведение собратьев по косяку, но и соотносили в собственном мозгу два типа информации -- личный опыт и данные, полученные в результате наблюдения за остальными. «Многие животные учатся у более опытных товарищей, приобретая навыки охоты, выбора пищи и защиты от хищников. Однако копирование кого-либо не всегда является рецептом успеха. Для животных всегда лучше, если они выбирают, кого и когда копировать», -- отметил глава исследования Джереми Кендал.
Биологи подозревают, что миниатюрные девятииглые колюшки выработали такие необычные когнитивные способности из-за постоянной опасности быть съеденными. К примеру, более крупные трехиглые колюшки не показали навыков социального обучения.
По словам Кендала, ученые подозревают о существовании подобных наблюдательных стратегий у шимпанзе и новокаледонских ворон, «однако экспериментов с этими животными пока не проводилось».
«Наше исследование показывает, что не нужно быть родственником человека, чтобы демонстрировать развитые когнитивные способности. Все дело может быть в уникальных условиях окружающей среды, обеспечивающих определенные обстоятельства, способствующие эволюции когнитивных навыков», -- считает Кендал.
Результаты исследования опубликованы в журнале Behavioural Ecology.