Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Полное собрание Боровиковского разместилось в Третьяковке

Сентиментальные портреты XVIII века заполнили залы Третьяковской галереи на Крымском Валу. Выставка посвящена живописи Владимира Боровиковского. Он запечатлел масонов, мореплавателей, просветителей, императоров.

Более 200 произведений Владимира Боровиковского выставлены в Третьяковской галерее на Крымском Валу. В создании ретроспективы участвовали Лувр (который впервые везет в Россию портрет княжон Куракиных), Эрмитаж, Исторический, Русский и Центральный военно-морской музеи, Троице-Сергиева лавра, дворцы и музеи Белоруссии, Гатчины, Павловска и многие другие.

Экспозиция разделена на несколько тематических зон в соответствии с периодами творчества и кругом заказчиков, сообщается в пресс-релизе Третьяковской галереи. В центре зала помещены самые одухотворенные женские образы, среди которых лучшими признаются портреты Темкиной, Нарышкиной, сестер Гагариных и знаменитый портрет Лопухиной.

Мужские лица Боровиковский изображал преимущественно на парадном портрете, при этом умело акцентировал детали. В Третьяковке выставлены изображения масонов, Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена, князя Куракина.

Выставлена полная подборка портретов Екатерины II, за которые Боровиковский был пожалован в академики.

Эпоху Александра I представляют шедевры времен ампира, где художник придал персонажам черты героизирующей патетики. В этот период для Боровиковского позировал мореплаватель Лисянский, просветители поэт Державин и граф Хвостов, князья Долгорукие. Искусствоведы склоняются к тому, что экспонируемая в Третьяковской галерее «Дама в тюрбане» -- портрет знаменитой французской писательницы Жермены де Сталь.

Именно в творчестве Боровиковского, художника-самоучки, живописный сентиментализм достиг наивысшего воплощения, превзойдя западные аналоги. Рожденный в Миргороде мастер стал подлинным создателем портретного канона сентиментализма в России. Он смог первым наглядно показать зрителю созданное красками на холсте состояние мечтательности с оттенком легкой грусти. Как продвинутый человек своего времени Боровиковский живописал самоценность и нравственную чистоту человека, его энергию, благородство.

Самой неординарной частью экспозиции стали портреты религиозных деятелей и образа для храмов, которые были запрещены для показа и исследования в советские годы. Религиозные творения Боровиковского интересны еще и тем, что обозначают эпоху его личной жизни, время, когда художник разочаровался в масонстве и обратился к православию. В последние годы своей жизни он создал иконостасы для Казанского собора в Петербурге и Троицкой церкви на Смоленском кладбище. В 1819–1824 годах художник состоял в мистической секте «Союз братства», для которой писал религиозные картины.

Организаторы выставки заверили, что подготовили обширную культурную программу, включающую лекции о культуре XVIII  века, мастер-классы по технологии живописи, интерактивные экскурсии и концерты.

Выставка открыта к 250-летию со дня рождения Боровиковского. Она продлится до 18 января.

Полная версия