Москва
6 ноября ‘24
Среда

Индейцы наска ублажали богов тыквой

1,5 тыс. лет назад, дабы спасти свою землю от наводнений и землетрясений, индейцы племени наска пытались ублажить богов золотом, резными тыквами, расписными тканями. Цивилизация погибла, зато подношения обогатили ученых знаниями.

Итальянскому археологу Джузеппе Орефичи удалось реконструировать картину жизни общества наска времен заката великой цивилизации.

Кауачистал религиозным центром около 6,28 тыс. лет назад. Возможно, именно отсюда поступали приказы создавать гигантские изображения в пустыне Наска. Геоглифы живописуют различных животных, геометрические и человеческие фигуры.
Индейцы наска населяли долины на южном побережье Перу со II века до н. э. Они смогли создать мощное теократическое государство, изящные предметы искусства, пирамиды.

Орефичи более 27 лет раскапывает религиозный центр наска -- комплекс Кауачи. Обычно в скромных погребениях этой культуры удавалось находить черепки разбитых сосудов, осколки глиняных фигурок и прочую керамику. «Индейцы хотели быть уверены, что их подношениями не воспользуется никто из живых»,  -- рассказал историк в интервью итальянскому изданию La Repubblica.

Дары во спасение

Можно представить себе удивление Орефичи, когда он обнаружил огромную могилу -- 4×2 м, глубина 3 м. В ней находились около 200 объектов: золотые ложка и кубок, 34 выдолбленные и богато расписанные тыквы, 30 огромных ивовых корзин, около сотни ваз с полихромным рисунком, ткани, останки животных, а также два скелета -- мужчины в позе зародыша и двухлетнего ребенка, завернутого в роскошную ткань.

«Огромное подношение: 200 предметов -- и все нетронутые! Поразительно!» -- восхищается археолог. По его оценке, жрецы наска создали схрон в IV веке н. э., когда на регион обрушились различные природные катаклизмы: наводнения, землетрясения. «Жрецы предчувствовали, что конец близок. Видя, что земля покрывается глиной, а пирамиды разрушаются, они поднесли богам все самое ценное, что у них было. Человеческие жертвоприношения должны были смягчить гнев божеств», -- пишет La Repubblica.

Нетипичная тыква

По словам Орефичи, археологи впервые находят в погребениях наска тыкву -- ранее этот овощ был нетипичен для данной перуанской культуры. Историка восхитили и ткани -- они представляют собой большие отрезы 1,8×1,6 м, которые богато расписаны яркими красками, что также нехарактерно для наска. Археологам было известно о мастерстве ткачей и прядильщиков культуры наска, но не красильщиков.

Схрон в Кауачи сохранил крупнейшую коллекцию расписных тканей наска из найденных на сегодняшний день.

Историк представил результаты своего исследования на пресс-конференции во Флоренции, где также присутствовали ученые Никола Мазини и Энцо Риццо, которые в прошлом году осуществили успешный проект по отслеживанию поселений наска на основании изучения снимков, сделанных со спутника.

Исследование Орефичи профинансировал МИД Италии. Археолог возглавляет Центр исследований доколумбовых цивилизаций в городе Брешиа.

Священный город из пирамид

В октябре прошлого года Орефичи обнаружил на юге Перу новые пирамиды наска, которые находились в паре километров от центра Кауачи. Известно, что Кауачи не был городом, а лишь храмовым центром площадью 24 квадратных километра. Другими словами, там никто не жил. Зато в Кауачи находилось около 40 пирамид. Паломники привозили пищу с собой и выменивали ее на амулеты, заклинания и ритуальные подношения.

Орефичи выяснил, что жрецы стекались в Кауачи со всех уголков страны наска и питались кушаньями, которые им специально привозили издалека.

О религии наска известно мало. Считается, что они верили в богов моря, земли, огня, небес. В центре пантеона стояло синкретическое антропоморфное божество с заметными признаками хищника семейства кошачьих. Помимо него изображались второстепенные божества -- дикий кот, бог-сокол, бог-касатка, мифическая птица и др. В начале упадка у наска появились богиня плодородия и «летящий бог» войны.

В IV веке н. э. люди оставили Кауачи, а в VI веке цивилизация наска окончательно исчезла из-за наступления пустыни и прочих природных катаклизмов.

Полная версия