Москва
22 ноября ‘24
Пятница

30% Алексея Кудрина: кому выгодна пенсионная реформа

Бывший министр финансов России, председатель совета Центра стратегических разработок, председатель «Комитета гражданских инициатив», глава и участник многих околоправительственных комитетов и комиссий, а также прочая и прочая – словом, Алексей Кудрин в интервью «Вестям» в очередной раз приоткрыл завесу тайны над Программой развития России после 2018 года, которую готовят сейчас под его руководством. После завершения этой работы Алексей Леонидович, по всей видимости, планирует заняться реализацией Программы, то есть вернуться в правительство.

Кудринский стиль

Стоит ли прислушиваться к словам «крестного отца» российской экономики? Ведь у нас масса программ и стратегий, которые никто и никогда даже не собирался выполнять.

С одной стороны, серьезно относиться к Кудрину – странная идея. Его манера «безошибочных прогнозов» всегда выглядела так же, как и в указанном интервью «Вестям»: «Цены <на нефть> будут искать новый уровень равновесия. Это уже происходит в течение двух последних лет и будет происходить, как минимум, три года. Так что мы можем увидеть разные цены: и 40, и 55. К этим ценам нужно готовиться».

Примерно в этом стиле мы и строим экономику, до сих пор по кудринским рецептам: «Неизвестно что произойдет, а мы к этому неизвестно как подготовимся».

А с другой стороны, профессиональный уровень бывшего министра финансов очевидно выше, чем у его нынешних преемников. И вот это по-настоящему страшно.

«По просьбам нетрудящихся»

Среди прочих откровений Кудрина наиболее интересным выглядят слова о будущей пенсионной реформе. Самое забавное, что даже этот либерал и рыночник до мозга костей не удержался от модного ныне повторения советской мантры «по многочисленным просьбам трудящихся». В его исполнении это выглядело так: «Те, кто сегодня – пенсионеры, говорят, что они бы на это согласились». Сама идея опрашивать уже вышедших на пенсию людей о будущей реформе довольно забавна, ибо они – единственные в стране, кто не имеет к ней никакого отношения. Но давайте разберемся, с чем именно согласились бы наши ветераны капиталистического труда.

Пенсионный возраст будет постепенно, но достаточно быстро (в течение шести-десяти лет) повышен на 5 лет для мужчин, на 8 – для женщин (до, соответственно – 65 и 63 лет). «Лучше на 2–3 года больше поработать, но затем иметь более высокую пенсию», – поражает бывший министр финансов своими арифметическими способностями. По его мнению, реформа приведет к росту пенсии примерно на 30%.

Что ж, давайте проверим утверждение Кудрина на примере пенсии для неработающих граждан – она сейчас составляет в среднем 13 855 руб. Правда, эта цифра высчитывается с учетом очень высоких пенсий силовиков и чиновников; медианный же уровень едва ли превышает 11 500 руб. Но возьмем все же официальную цифру и посчитаем только для пенсионеров по возрасту. Большинство данных – на 1 января 2016 года: Росстат не балует россиян оперативностью.

Такая долгая жизнь

Средняя продолжительность жизни в России в 2016 году – 72,1 года: 77,3 у женщин и 66,9 у мужчин. Отметим, что этот результат достигнут не без статистических ухищрений: у нас стараются не регистрировать рано умерших младенцев, а также не переводить без вести пропавших (их в стране десятки тысяч ежегодно!) в категорию умерших. Но так или иначе, парадоксальным образом мы действительно живем дольше, чем ранее.

Любопытно, что дольше всего и меньше всего живут в национальных автономиях: в верхних строчках списка – сплошь Северный Кавказ с давно примкнувшими к нему Москвой и Санкт-Петербургом, с другой – сибирские и дальневосточные народы.

Таким образом, реформа Кудрина предлагает среднестатистическому мужчине провести на пенсии менее двух лет, после чего освободить пенсионную систему от своего присутствия.

Все для бюджета

В полном соответствии с нынешними законами в России – 36,0 млн пенсионеров по возрасту (женщины от 55 и мужчины от 60 лет). Если бы реформа Кудрина уже была проведена (повторимся, женщины от 63 и мужчины от 65 лет), пенсионеров осталось бы 22,5 млн.

То есть при сохранении нынешних расходов пенсия должна вырасти более чем в полтора раза, а не на 30%, которые предлагает Кудрин. Почему так? Да потому что под шумок реформы у нас попытаются компенсировать дефицит Пенсионного фонда. То есть рост пенсионного возраста будет сопровождаться последовательным сокращением общего объема пенсий, причем довольно существенным.

Несложно подсчитать, что в результате общая сумма пенсионных выплат уменьшится на 20%, хотя государство вроде бы нацелено на существенный рост ВВП, а также на повышение собираемости социальных взносов.

Если предположить, что за время реформы (скажем, 10 лет) взносы и ВВП вырастут на 20% в рублях (а это ниже прогнозов правительства по росту экономики), то видно, что государство получит больше выгоды от пенсионной реформы, чем сами «новые пенсионеры». То есть перед нами чистой воды пополнение бюджета. А обещанные 30% и близко не покроют уровень реальной инфляции (10 лет даже по 4% – это 48%).

Нет роста – нет реформы

Да, пенсионная реформа нужна, и ее надо проводить именно сейчас, когда она наименее болезненна. Ведь ближайшие шесть лет с каждым годом на пенсию будет выходить все меньше людей – у нас огромный демографический провал по 1966-69 годам рождения (люди этого возраста также чаще всего гибли в 1990-х). Но каждый ее этап, то есть повышение пенсионного возраста на полгода-год, должен сопровождаться ростом реальной пенсии на коэффициент, превышающий инфляцию – только в этом случае можно будет говорить о попытке восстановления доверия граждан к пенсионной системе. В условиях последовательного роста экономики это никак не ударит по бюджету. Но при остановке роста надо останавливать и реформу.

А если роста не случится, спросите вы, а реформу все равно проведут? В таком случае, справедливости ради, инициаторы проекта, в частности Алексей Кудрин, должны будут понести самое суровое уголовное наказание, вплоть до расстрела. Потому что повышение пенсионного возраста в условиях стагнации экономики – это не что иное, как предательство.

Судите сами: чем дольше пожилые люди сидят на своих рабочих местах, тем меньше шансов найти работу у молодых специалистов, выпускников вузов, колледжей и школ. Соответственно, мы имеем всплеск молодежной безработицы. Сотни тысяч, если не миллионы, молодых здоровых людей будут шататься по улицам, не зная, чем заняться. Люди, которых не пускают в легальную экономику, неизбежно вольются в нелегальную. А это означает одновременно экспоненциальный рост преступности и взрыв протестных настроений.

Вы хорошо подумали, Алексей Леонидович? Вас точно устраивают последствия предложенных вами же вариантов? За язык никто не тянул.

Полная версия