Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Море, горы и все включено: о перспективах развития туризма на Кубани рассказывает Светлана Балаева

Курорты Краснодарского края приняли в прошлом году более 17 миллионов туристов. Согласно прогнозам, до 2030 года турпоток достигнет 22 миллионов человек в год.

Популярность кубанских курортов растет, и не только из-за уникального климата и невероятной по красоте природы, но и благодаря усилиям региональных властей по развитию новых направлений и созданию комфортных условий для отдыха.

О том, что уже сделано и что планируется сделать, рассказала корреспонденту Infox.Ru министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Светлана Балаева, представлявшая регион на одной из крупнейших выставок туристической индустрии MITT, прошедшей в Москве.

Какие задачи вы ставили перед собой при участии в MITT? Чувствуется, вы серьезно подошли к подготовке мероприятия.

У нас большой опыт участия в выставках и обширная экспозиционная программа. И MITT занимает в ней важное место – это одна из самых крупных выставочных площадок для нашей отрасли. Именно на таких форумах мы демонстрируем как развиваются сегодня курорты Краснодарского края, находим новых партнеров и единомышленников.

В этом году мы изменили подход к организациистенда и формат презентации нашего туристического потенциала. Если ранее мы делали акцент на различные курортные территории, то сейчас мы презентуем приоритетные для нас направления туризма: пляжный, морской, активный, гастрономический, событийный, а также оздоровительный и детский отдых.

Еще одно важное новшество этого года – впервые в этом году мы представляем предложения края по системе «всё включено». Это сейчас очень популярный формат отдыха. Последние два года мы ведем активную работу по включению в эту систему отелей и других средств размещения. И эта работа приносит плоды: на сегодняшний день формат «все включено» и «ультра все включено» работают уже 43 отеля, и мы рассчитываем, что в этом году количество таких средств размещения вырастет.

Что вы думаете про развитие содержательного туризма, то есть тех направлений, которые вы уже упомянули? Гастрономический, активный, событийный туризм?

Как я уже отметила, для нас это приоритетные направления. Они определены в нашей региональной «Стратегии-2030». Конечно мы продолжаем развитие наших традиционных видов туризма – морского, пляжного, санаторно-курортного. Согласитесь, что без солнца, моря и знаменитых санаториев сегодня трудно представить себе курорты Краснодарского края.

Но, наряду с ними планируется развитие целого ряда сравнительно новых для Краснодарского края направлений: событийного, делового, гастрономического, аграрного, культурно-познавательного, круизного. Таким образом мы стремимся повысить разнообразие нашего туристического продукта, сделать отдых наших гостей более насыщенным и ярким. Новые направления привлекают новых туристов, повышают нашу конкурентоспособность. Кроме того, многие из этих видов имеют внесезонный характер. А одна из наших стратегических задач – создать базу для круглогодичного отдыха, задействовать межсезонье.

Какие направления наиболее популярны в межсезонье?

Прежде всего, это отличное время для оздоровительного туризма. Сейчас в Краснодарском крае работает более 190 здравниц. Это примерно, 20 процентов от общего числа санаторно-курортных объектов России. В них действует более 500 программ оздоровления. Выбор просто огромный.

Проблема в том, что летом загрузка санаториев очень велика и цены довольно высокие. В то же время 140 здравниц работают круглый год. И в межсезонье стоимость путевок существенно ниже. Мы сегодня активно продвигаем возможности отдыха в межсезонье и уже есть существенные успехи. За пять лет загрузка наших санаторно-курортных объектов увеличилась с 63 до 81 процента – это значительный рост.

Еще одно важное направление для межсезонья – событийный туризм. Мы уверены, что для современного туриста вопрос «чем заняться» важнее, чем вопрос «куда поехать». Поэтому мы системно работаем над формированием нашей программы, постоянно стремимся ее насытить новыми яркими событиями. Ежегодно в Краснодарском крае происходит более 400 туристических событий, каждое из которых может быть интересно нашим гостям. В 2018 году для развития событийной составляющей под эгидой министерства создано специальное подразделение – событийная дирекция курортов Краснодарского края. Сейчас она формирует единый календарь наиболее интересных для туристов событий, проходящих на территории края. Календарь доступен на сайте дирекции, а также в социальных сетях и используется турбизнесом для своевременного формирования турпродуктов и выведениях их на рынок. Кроме того, событийная дирекция будет активно участвовать в создании новых крупных событий на территории Кубани: подыскивать площадки, консультировать и обучать организаторов событий, привлекать инвесторов.

Кстати, об инвесторах. К какому направлению в туристическом бизнесе инвесторы сейчас проявляют наибольший интерес?

Очень большой интерес сейчас к инфраструктуре яхтенного туризма. Буквально в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи мы заключили соглашение на строительство яхтенных марин с сопровождающей инфраструктурой: гостиницами и жилищными комплексами, ресторанами, развлекательными центрами. Спрос в этом сегменте рынка – колоссальный, а предложение пока сильно отстает. И мы стремимся создать на Черноморском побережье зону активного яхтинга. Для этого расстояние от стоянки до стоянки должно составлять не более 20 морских миль.

Очень перспективными я считаю инвестиции в развитие горных территорий. Причем здесь речь идет не только о горнолыжной инфраструктуре. Например, у нас в Мостовском районе есть прекрасные возможности для развития бальнеологических курортов на базе горячих источников. На форуме в Сочи мы также заключили соглашение в этой сфере. Инвестор планирует в течение четырех лет расширить современный бальнеологический термальный комплекс.

На что делается ставка в развитии внутреннего туризма? Какой рост планируется в ближайшие годы?

Сегодня у нас есть четкое видение, как будут развиваться курорты Краснодарского края в ближайшее десятилетие. Во-первых, есть региональная «Стратегия-2030», определяющая общее развитие Кубани до 2030 года. Во-вторых, мы конкретизировали положения этой стратегии в отраслевой концепции.

Этими документами определено, что к 2030 году Кубань станет глобально конкурентоспособным, всесезонным туристическим центром, который прочно удерживает лидирующие позиции на российском туристическом рынке и успешно конкурирует с международными игроками. Ежегодный туристический поток к 2030 году достигнет показателя 22 млн. Это амбициозная, но вполне реалистичная задача.

Как насчет привлечения иностранных туристов?

Наш флагманский курорт – Сочи – вполне конкурентоспособен на мировом рынке. Здесь есть инфраструктура самого высокого уровня. Город получил известность как место проведения Зимних Олимпийских игр, Кубка Конфедераций, Чемпионата мира по футболу, российского этапа Гран-при «Формулы-1». В Сочи ежегодно проходит множество культурных, деловых, политических, спортивных событий, которые привлекают иностранцев.

Сейчас в мире набирает силу мощная тенденция: туристы отдают предпочтение короткому, но максимально насыщенному отдыху. Все меньше и меньше людей отправляются в путешествие на месяц. Современные активные путешественники могут прилететь в другую страну на уик-енд, максимум – на неделю. Но такая тенденция несовместима со сложным визовым режимом и сложной логистикой.

Если мы хотим конкурировать на мировом рынке, нам необходимо проработать варианты упрощения визового режима для туристов, а также обеспечить транспортную доступность Сочи и других курортных городов Краснодарского края для иностранцев. В регионе сегодня действуют четыре аэропорта, из них три имеют международный статус. Однако прямых рейсов с городами Европы и Азии не так много, как хотелось бы. Мы активно прорабатываем возможность увеличения числа таких рейсов. Особенно нас интересуют варианты прямого сообщения с международными воздушными хабами. Решение этих вопросов позволит постепенно наращивать туристический поток из-за рубежа, продвигать курорты Краснодарского края на мировом рынке.

Полная версия