Почему Россия теряет лидерство в освоении космоса
На днях российский космический грузовик «Прогресс МС-05» нашел свое последнее пристанище на «кладбище космических кораблей» в Тихом океане.
Это был последний полет ракеты «Союз У», доставивший грузовик на орбиту. Предыдущий состоялся 1 декабря прошлого года, но завершился катастрофой, тогда вину возложили на сотрудников Воронежского механического завода, собиравших двигатель.
За это время руководство космической отрасли России неоднократно рапортовало о технических успехах и анонсировало массу космических побед и свершений, но опрошенные INFOX.RU эксперты далеки от оптимистичных настроений.
В космос летаем на остатках советской роскоши
Подполковник космических войск Сергей Елисеев считает, что руководство космической отрасли делает многое для сохранения отечественной космонавтики, но этого недостаточно для технического и технологического прорыва.
- Три года назад вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий ракетно-космическую промышленность, написал программную статью «Русский космос», в которой заявил, что в вопросе освоения космоса мы переходим от космического романтизма к земному прагматизму. И в ней же не удержался от прожектерства, написав, что скоро начнем колонизировать Луну, затем освоим Марс, а там уж доберемся и до других объектов Солнечной системы. Но на практике мы радуемся тому, что полет все же состоялся, к переносам старта мы уже привыкли.
После развала Советского Союза ЧП и катастрофы можно было списать на недофинансирование, и это было правдой. Сейчас проблем с деньгами нет. На развитие космонавтики выделены колоссальны средства, тут все же надо отдать должное Рогозину, который буквально выбивал деньги из правительства. В ближайшие десять лет на отрасль выделят примерно полтора триллиона рублей. Уже построен космодром «Восточный» - совершенно уникальное наземное сооружение. Но ведь все помнят первый старт ракеты с этого объекта, когда чуть не случился позор вселенского масштаба: ракета не взлетела в назначенное время. В советские времена за подобный просчет у многих бы головы полетели, президент же ограничился внушением.
По большому счету, летаем на том, что досталось нам в наследство от советских конструкторов, которые проектировали с космическим запасом прочности всех узлов и деталей. Согласен, сейчас ракеты постоянно модернизируются, их начинка обновляется, но по сути прорыва в отрасли нет.
Обещанная к 2028 году сверхтяжелая ракета «Энергия-5» на самом деле будет состоять из деталей ракеты «Союз-5» и тяжелой ракеты «Ангара-А5В», - рассказал эксперт.
По мнению Сергея Елисеева, чтобы в отрасли совершить технический прорыв, необходимо вырастить новое поколение конструкторов.
- До сих пор единственный пропуск в космонавтику – блестящее техническое образование, - продолжает эксперт. - Но молодого ученого надо мотивировать. В советские времена за этим дело не стояло, ведь попасть в космическую отрасль мечтали так же, как и полететь в космос – глаза горели. Чего греха таить, и материальный стимул был хороший: зарплата выше, чем у обычного служащего; квартиры, дачи получали бесплатно.
А сейчас талантливого «технаря» иностранные компании пасут уже с первого курса. Закончит такой самородок университет, мы ему можем предложить должность младшего научного сотрудника с окладом 30-40 тысяч рублей. А американцы, европейцы или китайцы предложат в три раза больше, причем в валюте. Сейчас многие говорят, что, дескать, наши ученые возвращаются обратно… Пусть говорят, но на практике дело обстоит не так.
Китай наступает на пятки
По мнению независимого эксперта Никиты Харичева, Россия рискует потерять лидерские позиции в космической отрасли.
- Наши чиновники не упускают возможность уколоть американцев тем, что их космические ракеты летают на российских двигателях РД-180. Все прекрасно помнят как вице-премьер Дмитрий Рогозин порекомендовал Вашингтону доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута. Но смеяться нам осталось недолго, не сегодня-завтра США полностью перейдут на ракету Falcon, уже хорошо себя зарекомендовавшую. Причем, ракета многоразовая, поэтому доставка груза на орбиту будет значительно дешевле.
С другой стороны, нам надо бы обратить внимание на конкурента, который нам наступает на пятки в космосе – это Китай. У них уже есть собственные ракетоносители, успешно выводящие в космос людей и грузы. Китай развивает собственную программу освоения околоземного пространства, в том числе она предусматривает и создание космической геостационарной станции.
Стоит заметить, китайцы не просятся в «коммуналку» под названием МКС, ведь подсоединить к ней еще один модуль – дело техники, но китайцы поставили перед собой цель создать собственную. Они не спешат переходить на ГЛОНАСС, в их планах создание собственной спутниковой системы навигации. Если китайцы поставят перед собой цель первыми долететь до Марса, то они это сделают, - убежден эксперт.