Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Подмосковный разлом-2: власти перестали доверять сами себе

В первой части нашего расследования мы обозначили наиболее острые проблемы жителей Московской области. Бездействие чиновников на местах заставляет людей выходить на митинги, взывать к федеральным властям и даже объявлять голодовки.

Первая часть расследования: Подмосковный разлом: люди перестали доверять властям

Попробуем разобраться как получилось, так, что власти Подмосковья, одного из самых крупных и промышленно развитых регионов страны, оказались не в состоянии справляться с проблемами жителей.

В последние годы заметна тенденция - обиженные и обездоленные вынуждены напрямую обращаться к губернатору Андрею Воробьеву. Реформа муниципальной власти фактически лишила жителей Подмосковья, особенно сельских, своих представителей в органах власти. 

О том, как и для чего это было сделано INFOX.RU рассказал юрист Денис Кунаев, который судится с московским правительством, отстаивая права жителей на местное самоуправление. Приводим его слова практически без купюр:  

- Местное самоуправление было впервые закреплено в Конституции России 1993 года как отдельная от системы государственной власти форма народовластия. В Московской области МСУ переживало и взлеты, и падения, но в настоящее время, по мнению многих специалистов в области муниципальных правоотношений, оно находится в самой низкой точке своей активности. Такое положение укрепилось с назначением в ноябре 2012 года в Подмосковье исполняющего обязанности губернатора Московской области Андрея Воробьева.

Одним из первых его активных проектов был обозначен курс на выстраивание административной вертикали и распространение государственной власти в полномочия муниципальных глав. За первые месяцы исполнения Воробьевым обязанностей губернатора в отставку ушли несколько руководителей подмосковных муниципалитетов.

Формирование местных элит в дальнейшем осуществлялось через выборы, но избрание обеспечивалось силами управления внутренней политики правительства Московской области. Влияние жителей и активных представителей гражданского общества на формирование органов власти на местном уровне было ничтожно мало.

Конфликты между губернатором и несогласными с его порядками главами лишь изредка выходили в публичное пространство. В числе таких конфликтов отмечен уход главы Ленинского района Сергея Кошмана. В настоящее время относительно независимых руководителей муниципальных образований почти не осталось.

Гражданское общество, являющееся основным двигателем развития местного самоуправления, практически сразу было вынесено за скобки и заменено подконтрольными синекурами - общественными палатами, у которых кроме предоставленного регионом пропагандистского ресурса, никаких осязаемых полномочий нет. В большинстве случаев представители общественных палат как местного, так и регионального уровня, привлекались исключительно для создания положительно характеризующего власть контента в СМИ и социальных сетях.

В начале 2015 года губернатор Андрей Воробьев дал старт следующему этапу уничтожения местного самоуправления в Московской области - преобразованию муниципальных районов в городские округа.

Такая форма самоуправления позволяет региональной власти существенно упростить формирование подконтрольных органов местного самоуправления, а также консолидировать бюджеты муниципалитетов. Так, в частности, после преобразования небольшого Шаховского муниципального района в городской округ отпала необходимость избрания 60 муниципальных депутатов и 4 глав поселений.

После того как по отработанной методике решили преобразовать более крупные районы Московской области начались прямые конфликты с населением. В декабре 2016 года область потрясли несколько массовых протестных акций жителей, выступающих против такой реформы.

В городском поселении Томилино Люберецкого района массовая протестная акция была прекращена силами Росгвардии. Это произошло после того, как местных жителей не пустили на публичные слушания, необходимые для преобразования, а для участия в них из соседних Люберец свезли на автобусах работников бюджетной сферы. В результате объединение Томилино в один городской округ Люберцы произошло не только без согласия местных жителей, но и вопреки их воле.

В январе 2017 года руководитель управления внутренней политики Московской области Александр Костомаров сравнил публичные слушания в Талдомском районе с украинским майданом. Исключительно потому, что местные жители отказались от объединения поселений и преобразования их в городской округ. В целях противодействия этому процессу независимые депутаты городского поселения Талдом были вынуждены сложить свои полномочия, и в сентябре этого года выборы депутатов будут скорее референдумом по определению судьбы городского поселения.

На примере вышеупомянутого Шаховского района можно сделать вывод о том, что все мотивы административной реформы являются фикцией. Заявленная в подмосковных СМИ экономия бюджетных средств вследствие преобразования на деле привела к тому, что зимой улицы сельских населенных пунктов остались без освещения, деревенские улицы просто зарастали в сугробах. Зато в административном центре начали строить 3-этажное здание школы искусств.

Таким образом, удаленное администрирование процессов, без обеспечения обратной связи с населением, приводит к тому, что приоритет в бюджетном финансировании отдается проектам, способным обеспечить достойный пиар, но не реальному удовлетворению жизненных потребностей населения. При наличии полноценного действующего местного самоуправления о таком результате просто не могло идти речи. В погоне за положительными рейтингами главы муниципалитетов вынуждены идти не только вопреки интересам жителей, но и на нарушение действующего законодательства - только бы не выйти в "красную зону" по каким-либо показателям.

Непродолжительная история местного самоуправления в Московской области свидетельствует о том, что роль муниципальных органов власти возрастает в кризисное время.

Был период во второй половине 1990-х годов, когда 70 процентов средств, собранных в муниципалитетах, оставались на решение местных же проблем. Сегодня даже в районах-донорах эта цифра не доходит и до 5 процентов. Однако, нынешний кризис не только не влечет освобождения местного самоуправления от губительного влияния региональной власти, но и в значительной части является следствием не прекращающего уничтожения подмосковного гражданского общества.

Протестные акции подмосквичей остаются без какой-либо реакции региональной власти, а местное руководство находится в искусственном анабиозе, являясь по сути лишь филиалами правительства Андрея Воробьева.

Чем закончится противостояние Московской области и ее губернатора не известно. Значительная часть населения еще надеется на вмешательство Владимира Путина, но такая вера стремительно иссякает. Грядущая президентская избирательная кампания будет омрачена или окончательным уничтожением гражданского общества, или ничтожно низким результатом действующей власти. Иные способы коммуникации, позволяющие донести настроения населения до федеральной власти, к сожалению, просто перекрыты в "районе Красногорска", - подытожил юрист Денис Кунаев.

Иными словами обманутых, обиженных и недовольных становится все больше, и рассчитывают они на свои силы. Одновременно с этим легальных способов защиты своих прав у россиян становится все меньше. Очевидно, что безысходность – это очень опасное чувство накануне выборов.

Полная версия