Москва
23 декабря ‘24
Понедельник

Стройматериалы бьют ценовые рекорды

арматура

Вице-премьер Марат Хуснуллин выразил недовольство ростом цен на стройматериалы, который он считает критичным.

Он напомнил, что государство заказывает строительные и ремонтные работы на триллионы рублей. Поэтому, когда цены на материалы растут, то бюджет теряет от этого деньги. Также вице-премьер посетовал на отсутствие юридического механизма, чтобы подействовать на этот процесс.

Механизм воздействия на цены, не подпадающие под тарифное регулирование и не входящие в сферу деятельности естественных монополий – один для всех, и он указан в законе о защите конкуренции. При этом действительно данный инструмент в одинаковой степени имеет свои ограничения, как в отношении производителей строительных материалов, так и в отношении строительных компаний – если соответствующий хозяйствующий субъект не занимает на рынке доминирующее положение, то антимонопольный орган не вправе вмешиваться в его хозяйственную деятельность, регулировать его цены и норму прибыли. И это логично, так как цены на товары и услуги, производители которых не занимают высокую долю рынка, свободны от регулирования и устанавливаются согласно складывающейся конъюнктуре рынка.

То есть, с одной стороны, цена зависит от себестоимости производства того или иного товара (чем выше затраты, те выше цена), с другой – соотношением спроса и предложения (чем выше спрос, тем выше цена). И здесь стоит сказать относительно затратной части ценообразования, так как существенная часть затрат, влияющих на себестоимость производства, зависит от органов государственной власти и принимаемых ими решений: тарифы на электроэнергию, железнодорожные перевозки, газ, утилизационный сбор на технику, ставки налога на прибыль, инфляционные процессы. Помимо тарифно-затратной части принимаются и другие решения на уровне органов государственной власти, а также законы, которые оказывают влияние на ценообразование тех или иных рынков.

Прочие затраты

Например, Государственная Дума РФ 17 декабря 2024 года приняла законопроект, (проект № 664897-8 внесен депутатами Государственной Думы С. Пахомовым, В. Кошелевым и другими) обязывающий застройщиков наряду со строительством жилых домов также возводить объекты коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. Какое влияние окажет принятие этого законопроекта на итоговую стоимость 1 кв.м. жилья в пояснительной записке к законопроекту не приводится, однако, можно предположить, что определенное влияние это окажет.

На все процессы, особенно процессы ценообразования, необходимо смотреть вглубь и во взаимосвязи со всеми объективно влияющими факторами. К сожалению, не все так линейно и просто, чтобы у роста цены на какой-либо продукт или товар была только одна причина, иначе бы ЦБ РФ уже давно решил бы вопрос с инфляцией.

На основании исследования, проведенного исходя из официальной статистической информации, сделан верный и объективный вывод о том, что за последние пять лет произошел существенный рост цен на первичное жилье, а также значимое опережение по отношению к потребительской инфляции индекса цен на первичное жилье за десять лет (2014-2023 гг.) и за пять лет (2019-2023 гг.) указывает на увеличение за последние годы остроты «квартирного вопроса» и проблемы доступности жилья для населения. Столь высокая динамика цен на первичное жилье не связана с ростом цен на строительные материалы, а обусловлена «прочими затратами». При этом доля «прочих затрат», не связанных со строительно-монтажными работами и материалами, в стоимости жилья на первичном рынке в 2023 г. составляет 54%.

Кроме того, доля средней фактической стоимости строительства (строительно-монтажные работы, включая затраты на строительные материалы и затраты на оплату труда) в цене квадратного метра на первичном рынке жилья, в 2023 году составила 46%. Из них доля только материальных затрат в стоимости квадратного метра на первичном рынке жилья в 2023 году составляет всего 27%.

Автор: заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артём Кирьянов

Полная версия