Решение отложить преобразования местного самоуправления (МСУ) на «после праздников» означает, что и законодатели, и эксперты наконец-то осознали: этот шаг власть окончательно отольет в бронзе всю российскую систему власти. Все споры замкнулись на отстаивании личных интересов и никак не затрагивают проблем всероссийского масштаба.
Принятие изменений может серьезно отразиться на решении ключевой задачи не усугубить демографический спад.
Реформа местного самоуправления поставлена на паузу. Так называемое упрощение системы МСУ, у которого тут же нашлись многочисленные критики, Госдума будет рассматривать только в следующем году, хотя все должно было решиться до конца этого. Формально запятая была поставлена после критики со стороны раиса республики Татарстан Рустама Минниханова. Он заявил, что считает возможным переход отдельных регионов на одноуровневую систему управления, однако Россия — большая страна, поэтому в ней нельзя управлять одним шаблоном. Сразу возникает вопрос, а не является ли таким единым шаблоном выстраиваемая, даже почти выстроенная вертикаль власти, когда у каждой должности есть свои функции и каждый чиновник становится винтиком, который легко переставить с одного механизма на другой. Не исключено, что отложенные решения по данной реформе — это время, которое необходимо для того, чтобы принятые законы закрепили существующее положение вещей и стали финальным аккордом масштабной системы государственного управления, которая перестроила по новым лекалам все уровни власти. Иными словами, именно здесь, с поправками по МСУ есть возможность буквально подкорректировать все, что нуждается в корректировке, учесть трудности и вопросы, к которым привели предыдущие шаги. Тогда становится понятно, почему обсуждение откладывается, а также почему появились разговоры о том, что реформа может занять аж 10 лет.
Под знаком реформы местного самоуправления будет завершена общая реформа управления в стране, которую по масштабам можно сравнить с преобразованиями времен Петра Первого или Александра Второго.
И если раньше необходимо было действовать довольно быстро и активно, то теперь, когда уже заложены первые камни в основу, есть время заняться шлифовкой. Более того, если мы говорим о финальной стадии, ошибок быть уже не должно, поскольку времени на их исправление нет от слова совсем.
Голоса критиков обычно сходятся в том, что именно на уровне местного самоуправления скапливалось все недовольство жителей, и именно здесь его можно было гасить, не выплескивая скандалы на более высокие ступени. После же укрупнения этих рассерженных граждан никто не услышит, и их проблемы останутся нерешенными. В качестве примера здесь любят приводить историю Шиеса — борьбу против мусорного полигона в Архангельской области. Однако хочется сразу сказать, что власть учла ошибки того проекта и вряд ли будет их повторять в будущем. Проблема же мусорных полигонов сейчас не просто ушла на второй план, а как-то исчезла из повестки. Что же касается аварий и прорывов в структурах ЖКХ, то эти трудности далеко не всегда под силу решить даже в губернаторском кабинете, а громкие голоса недовольных местных активистов ни электричество, ни отопление в дома вернуть не в состоянии. Более того, сейчас вообще большинство проблем чаще всего решают на уровне не ниже регионального, поэтому все заигрывания с населением и обещания сделать их жизнь лучше силами местного самоуправления можно смело отнести к пустым предвыборным обещаниям.
В качестве выразителей мнения народа представители местного самоуправления тоже себя исчерпали: власть в высоких кабинетах имеет в своем распоряжении многочисленные социологические опросы, которые должны отражать истинное положение вещей и формировать картинку на местах.
Голоса представителей муниципалитетов городских и сельских поселений, если они не будут совпадать с полученной статистикой, просто потонут в том объеме цифр и выкладок. А если будут совпадать, то зачем они нужны, если просто подтверждают то, что уже хорошо известно.
Рассуждения о том, что необходимо подготовить граждан, которые должны увидеть плюсы для себя в грядущей реформе, тоже не имеют ничего общего с реальной картиной мира. Большинство простых граждан и раньше весьма туманно понимали систему власти и роль конкретно самых близких к ним муниципалитетов. Показательные выборы в Москве в 2017 году, когда кандидаты от демократической оппозиции прошли более чем в 60 муниципальных собраниях, в восьми даже добились большинства, так и остались просто выборами: вряд ли найдется много москвичей, которые будут готовы рассказать, как демократы-победители отстаивали их интересы. Именно поэтому нет смысла говорить о том, что сейчас граждане будут дотошно разбираться в том, что принесет запланированная реформа: их волнуют куда больше рост цен, повышение зарплат, доступность медицины, льготы и все, что фактически, на деле сделает их жизнь лучше, а их самих чуть-чуть богаче.
И все-таки есть один пункт, который не позволяет мне поддержать реформу самоуправления и проголосовать за нее сердцем.
Сам факт укрупнения никак не вяжется с решением нашей главной задачи — улучшением демографической ситуации.
Дело в том, что одним из путей выхода из демографического кризиса является создание условий в небольших населенных пунктах для семей с детьми, возможность возведения собственных домов или просто малоэтажное строительство, которые как нельзя лучше подходят для детей самого разного возраста. Кстати, демографы утверждают, что настоящие, крепкие и полноценные многодетные семьи чаще всего живут в небольших городах с населением до 100 тысяч человек. При создании достойных условий люди могут там жить целыми поколениями, когда бабушки и дедушки всегда рядом, что позволяет наладить и присмотр, и воспитание. Но если проблемы этих людей не будут доноситься до руководства хотя бы какого-нибудь уровня или если они будут этому руководству попросту не интересны, то никакого демографического прорыва мы так и не увидим: молодежь будет уезжать туда, где есть перспективы, зарабатывать деньги, брать ипотеку и откладывать рождение ребенка до лучших времен.
Автор: член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема» Роман Черёмухин.