Экстремальный тест: что стоит за необычной инициативой депутатов из Татарстана
Госсовет Татарстана предложил ввести в республике тестирование для школьников, чтобы выявить у подрастающего поколения склонность к экстремизму.
Но сработает ли «сбор анамнеза» в качестве меры борьбы с угрожающим явлением?
Некоторое время назад в наш лексикон прочно вошло страшное слово «экстремизм». И на данный момент эта тема очень актуальна как в нашем обществе, так и в мире в целом. К сожалению, наиболее уязвимыми перед лицом вербовщиков, склоняющих к действиям деструктивного характера, в какой угодно сфере — религиозной, социальной, экономической, сексуальной, политической — в силу неокрепшей психики, не до конца сформировавшихся ценностных установок, а также импульсивности и гиперэмоциональности по причине негармоничного развития мозга в период взросления — становятся подростки, школьники. При этом вербовщики выбирают самый удобный канал тиражирования своих вредоносных идей — через интернет, ведь он гарантирует легкий доступ к аудитории, анонимность, глобальность, высокую скорость передачи информации. Но самое главное — возможность изучить странички в социальных сетях, которые являются кладезем для психоанализа и первичного отбора более подходящих для вербовки личностей.
Надо помнить, что вербовщики — это специально обученные люди, и во время общения и взаимодействия (преимущественно виртуального) с потенциальным «кандидатом», они «прощупывают» его слабые места (условно говоря, «кнопки управления» - нитки, за которые можно дергать и манипулировать).
Что касается инициативы Госсовета Татарстана, она имеет смысл, в первую очередь, чтобы вовремя выявить экстремистские идеи у подростков, которые в дальнейшем могут навредить как окружающим, так и себе. В последнее время, помимо всех прочих, враг все чаще склоняют подростков к суицидам, в том числе коллективным, а также к организации терактов на территории нашей страны. Таким образом, зарубежные кураторы реализуют поставленную перед ними политическую задачу.
Однако надо понимать, что проведение тестирования, подобного предложенному в Татарстане — это то же, что сбор анамнеза в медицине. То есть попытка подтвердить или опровергнуть заболевание. Между тем, чтобы не допустить появление симптомов, не заболеть, необходима профилактика. Это означает, что детей важно заблаговременно, избрав правильную форму, предупредить об опасности явления и вооружить необходимыми для борьбы с ним знаниями. Это касается не только вербовщиков, но и мошенников и прочих преступников, которые вычисляют в сети своих потенциальных жертв. И мы снова возвращаемся к теме миссии социальных служб, школы в целом и школьных психологов в частности и необходимости доверительных бесед с детьми, а также специальных курсов.
Дело в том, что все, что дети знают, они узнают от нас, а то, что не узнают от нас — постигают сами. Мы думаем, что если расскажем ребенку о чем-то страшном или порочном, то он непременно заинтересуется и начнет злоупотреблять. В результате из-за системных опасений отказываемся от пояснительных бесед и не формируем у ребенка взгляды и позиции, поскольку либо сами не очень погружены в тему, либо не можем доверительно поговорить и на уровне модератора убедиться, что информация освоена, а риски отметены. А по сути — лишаем их полезных знаний из разряда «предупрежден, значит, вооружен».
Важно помнить, что дети в любом случае найдут ответ на интересующий их вопрос, но уже в обход нас, в том числе из интернета. Это касается как темы экстремизма, так и наркотиков, сексуального поведения и прочего. Причем вопрос этот касается, в том числе, и взрослых, пенсионеров, которые часто также не осведомлены и потому становятся жертвами мошенников.
Другими словами, тестирование — мера не профилактики, а выявления, и оно не должно стать главным средством борьбы с экстремизмом, скорее, итоговым, как фиксация полученного результата. Однако чтобы результат был, нужно работать с детьми на всех образовательных уровнях.
Автор: директор АНО Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Семья и Родина», член Комиссии по направлению «Семья» Госсовета РФ, к.э.н. Наталья Локтева.