Совсем не классное руководство: почему школы отстраняются от процесса воспитания
При реформировании системы образования и воспитании здорового патриотизма зачастую упускается ключевая деталь — важность корректной реализации спускаемых свыше инициатив на местах, то есть в образовательных учреждениях.
Не менее важным представляется и необходимость плотного взаимодействия с педагогическим составом, родителями, причем не только единицами, состоящими в оргкомитетах. В том числе с целью контроля.
Ко мне через социальные сети обратилась семья школьницы из Санкт-Петербурга. Люди пожаловались, что их классный руководитель игнорирует различные активности, продвигаемые сверху. Так, у девятиклассников не первый год отсутствует предмет «Разговоры о важном», нет классных часов, они не посещают досуговые мероприятия вне школы, а также не участвуют в школьных событиях, таких как, например, научные дебаты, где ученики защищают свои проекты, а успешное выступление может помочь набрать дополнительные баллы для последующего поступления. Больше того, возмущаются жители «культурной столицы», учитель из года в год не поздравляет с 23 февраля мальчиков, а логику такого поведения объясняет фразой: «Вы - двоечники, сидите и занимайтесь».
При этом перед глазами школьников — наглядные примеры, как иначе может быть воплощено классное руководство, когда дети из параллельных классов посещают различные мероприятия, а педагоги заинтересованы в создании дружелюбной атмосферы.
Воспитание на бумаге
Сказать, что описанный выше случай — единичный, к сожалению, не поворачивается язык. Медиа завалены сообщениями о равнодушии педагогов или руководства школ к случаям насилия в отношении учеников. На этом фоне совсем не удивительными выглядят данные различных социологических исследований о том, что в российских школах наблюдается эпидемия буллинга, а нравственное воспитание нередко происходит только на бумаге.
Ведь, если учитель демонстрирует равнодушие и даже отвергает предлагаемые на законодательном уровне инициативы, как должны воспринять их дети? Скажу иначе: если нет мотивации и уверенности в идеях со стороны их ретрансляторов, то какие бы мысли ни спускали из Москвы, результата не будет. И это катастрофическая идеологическая недоработка с педагогическим составом.
Больше того, согласно последнему исследованию, 35% учителей хотели бы сменить профессию, в том числе из-за недопонимания в школьном коллективе.
Вопрос денег
Казалось бы, решение данного вопроса лежит на поверхности: необходимо наладить активный взаимообмен опытом, а школьные советы, родительские комитеты должны перестать быть формальными органами и активно включиться в предоставление обратной связи, обсуждение перемен и шагов к их реализации.
Что же касается классных руководителей, то их роль трудно переоценить: именно они несут ответственность за детей в стенах школ, по сути, именно им родители доверяют своих отпрысков. В свете же последних событий хочется поднять вопрос о необходимости регулярной аттестации и соответствующей квалификации, которые позволяли бы педагогам занимать эту должность. Причем классный руководитель обязан обладать знаниями психологии воспитания, взросления и других дисциплин, которые могут помочь предотвратить детские конфликты, а также суметь подтвердить их документально и практически. Другими словами, классные руководители должны осознать, что эта должность наделяет не только правами в виде доплат и прочего, но и соответствующими обязанностями.
Однако несправедливым будет не упомянуть в очередной раз о несоответствии доходов школьных учителей степени их ответственности за общество и государство. Возможно, если бы педагоги действительно хорошо зарабатывали, их мотивация и профессиональный уровень существенно возросли.
Автор: директор АНО Центр содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Семья и Родина», член Комиссии по направлению «Семья» Госсовета РФ, к.э.н Наталья Локтева.