Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боевых действий
Некоторые авиаперевозчики вынуждают пилотов осуществлять полеты по установленным маршрутам, несмотря на их опасения по поводу рисков и несогласие с оценками безопасности, сделанными компаниями на фоне конфликтов на Ближнем Востоке.
Об этом сообщает The Wall Street Journal, ссылаясь на Европейскую ассоциацию пилотов (European Cockpit Association, ECA). Профсоюз также настоятельно рекомендовал авиакомпаниям обновить страховые полисы, так как действующие условия не охватывают ситуации, связанные с крушением самолетов в зонах боевых действий. WSJ подчеркивает, что гражданская авиация продолжала выполнять рейсы над территориями конфликта, даже после резкого увеличения числа ракетных запусков в этом регионе — с 10 в месяц в прошлом году до 162 в этом году, согласно данным Osprey Flight Solutions. Перевозчики, экипажи, эксперты по безопасности и родственники пострадавших в авиакатастрофах выражали опасения по поводу вероятности случайных атак на воздушные суда, но власти и авиационные регуляторы «не были способны или не проявляли активности», чтобы закрыть или ограничить воздушное пространство.
Пилоты и пассажиры даже стали свидетелями запуска ракет из иллюминаторов, как это произошло 1 октября во время ракетных атак Ирана на израильские цели. Одна из пассажирок рейса Emirates EK146 из Амстердама в Дубай опубликовала видео, снятое с борта самолета, на котором видно, как по небу движутся светлые точки. «Это фейерверки или что-то еще?» — задается вопросом она в записи.
WSJ провело анализ событий 1 октября, когда Иран осуществил массовый запуск ракет в сторону Израиля. В течение нескольких минут до начала атаки в этом регионе продолжали взлетать самолеты, среди которых был рейс QB1288 иранской авиакомпании Qeshm Airlines. Израиль засек ракетный запуск в 19:31 мск, и обстрел продолжался 30 минут. WSJ приходит к выводу, что в этот момент десятки самолетов находились в одном воздушном пространстве с баллистическими ракетами и оказались под угрозой. Издание также отмечает, что некоторые самолеты, например рейс Emirates EK146, находились очень близко к месту запуска ракет, в результате чего пассажиры могли их увидеть из иллюминаторов. Многие воздушные судна изменили курс, однако некоторые, включая рейс Air France AF662 из Парижа в Дубай, продолжили свой путь.
Баллистические ракеты поднимаются на значительно большую высоту по сравнению с коммерческими самолетами: порядка 300 км против 9,5–11,5 км. Тем не менее, они представляют значительную угрозу в моменты старта и приземления. Кроме того, около 10% иранских ракет могут выйти из строя во время полета, что, вместе с отстреленными ускорителями, приводит к падению обломков, отмечает WSJ. Крылатые ракеты обычно движутся на более низкой высоте. Самая большая угроза иногда исходит от систем ПВО, которые могут ошибочно воспринимать гражданский самолет за приближающуюся ракету.