Реальный рост цен на продукты питания в России оценили в 50%
В 2024 году фактическое увеличение цен на продукты питания в России составило более 50%.
Такую оценку итогам года дал финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
С начала года реальная инфляция на продукты питания колебалась в пределах 50-100% и даже выше. Ожидаемое увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и ослабление рубля усугубляют инфляционное давление. В таких условиях маловероятно значительное замедление роста цен до конца этого года и в 2025 году. Высокий уровень инфляции будет продолжать негативно сказываться на реальных доходах населения, особенно в тех регионах, где зарплаты значительно ниже, чем в столице, заявил экономист в интервью «Газете.Ru».
Антонов отметил, что методика определения официального уровня инфляции основывается на усредненной потребительской корзине, которая может значительно отличаться от фактических расходов большинства граждан России. Особенно большая разница наблюдается у тех, кто большую часть своего бюджета выделяет на продукты питания и товары первой необходимости — для них цены растут быстрее, чем общий уровень инфляции.
Обозреватель Анатолий Несмиян в комментарии к словам Владислава Антонова заметил, что по субъективным ощущениям цифра в 50-100% гораздо ближе к реальной картине, чем «парадные отчеты про 8% инфляции».
Несовпадение показателей вызвано методиками расчета. Центробанк считает «в среднем по больнице», потребительскую инфляцию Росстат считает по достаточно произвольной «корзине». В стабильной обстановке такого рода методики, возможно, и дают погрешности, которыми можно пренебречь, но у нас-то обстановка нестабильная. У нас галопом все несется вскачь. Любая более-менее объективная методика расчета неизбежно будет показывать и гораздо более адекватные результаты, чем официоз, указал эксперт.
«Поэтому те цены, с которыми имеют люди дело каждый день - они растут стремительно. Причина здесь вполне известная: инфляция является косвенным налогом на самых бедных. Богатые, напротив, зарабатывают на инфляции. Более логично, конечно, считать процент инфляции даже не по группам товаров, а по социальным группам - для каких цены повышаются больше и быстрее», - подытожил обозреватель.