Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:45
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

В Госдуме заявили об активизации борьбы с контрафактной продукцией

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Всемирный день качества, отмечаемый сегодня - хороший повод для разговора о проблемах регулирования, как в привычном смысле, так и с учетом цифровых технологий, новых явлений в торговле (маркетплейсы, платформенная экономика в целом), с учетом изменившейся внешнеторговой обстановки.

Безопасность – главное требование к продукции, независимо от категории она не должна представлять опасности для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.

Данный принцип закреплен в Законе «О защите прав потребителей» и получает развитие в системе норм технического регулирования. Эти нормы, начиная с 2011 года, вырабатываются и утверждаются на уровне Таможенного и Евразийского экономического союза: как в России, так и в Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии они одинаковые.

Унификация норм способствует созданию единого потребительского рынка, что даёт взаимовыгодный эффект и потенциал роста экономикам всех стран Союза. Однако сегодня представляется крайне актуальным совершенствование национальной системы стандартизации. Россия должна максимально использовать возможности национальных стандартов как для обеспечения качества продукции, так и для «мягкого регулирования» протекционистской политики государства по отношению к своим производителям.

Эпидемия контрафакта

В настоящее время требования к безопасности и качеству выпускаемой в обращение продукции регулируется целым комплексом документов различного уровня, в том числе федеральными законами, нормативными правовыми актами, техническими регламентами, стандартами, конструкторской и технологической документацией. При этом проблема присутствия на рынке некачественной продукции является достаточно острой и чувствительной для различных групп населения и, в первую очередь, для широкого круга обычных покупателей пищевой и промышленной продукции, товаров для детей, строительных материалов и другой продукции. По экспертным оценкам, объем не соответствующей требованиям и нормам заявленными производителями продукции на рынке достигает 60-80% (более 60% - для рыбы, более 50% - для молока).

В настоящее время значительная часть продукции производится по СТО (стандартам организаций) или ТУ, особенно в части пищевой продукции и товаров народного потребления, где их доля составляет не менее 40%. Технические условия существуют достаточно давно, однако цель их разработки состояла в том, чтобы конкретизировать требования, уже содержащиеся в ГОСТах или, в случае отсутствия ГОСТа, разработать СТО/ТУ на новые виды продукции.

Законодательно не предусмотрена обязательная проверка, экспертиза или регистрация СТО/ТУ как со стороны государства, так и со стороны независимых экспертных организаций. Если производитель изготавливает продукцию в соответствии с ГОСТом и заявляет об этом, например, на упаковке продукции, он несёт за это ответственность. Производитель же, заявляющий о производстве продукции по собственным СТО/ТУ (содержание которых в большинстве случаев никому, кроме самого производителя неизвестно), такой ответственности не несёт.

Обеление – в приоритете

С целью исключения правовой неопределённости и повышения доверия потребителей к безопасности и качеству продукции, производимой по СТО/ТУ, разработан законопроект, предусматривающий обязательность применение требований СТО/ТУ для изготовителей в случае его публичного заявления о соответствии продукции данным СТО/ТУ. Законопроект предусматривает установление обязательной процедуры регистрации СТО/ТУ в Федеральном информационном фонде стандартовв случае публичного заявления производителя о соответствии произведённой продукции требованиям СТО/ТУ, что позволит решить две проблемы – открытость требований СТО/ТУ для контролирующих органов и необходимость проведения их экспертизы на соответствие всем действующим обязательным требованиям.

«Обеление» экономики — одна из приоритетных задач государственной экономической политики. С 2015 года за нее отвечает Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Система «Честный знак» - самый эффективный инструмент обеления экономики. Сегодня маркировка охватывает 24 группы товаров, проходят 15 экспериментов. Благодаря механизму за считанные месяцы после введения маркировки в отраслях происходит значительное обеление рынка.

Например, маркировка БАД помогла выявить в 8 раз больше импортеров, о которых ранее не было известно, а обеление рынка составило 44%. На рынке воды маркировка выявила 552производителя, которые ранее не отчитывались в органы власти. В табачной продукции доля нелегального оборота на рекордно-низком уровне за последние годы - 11.3% (до маркировки составлял 18% и ежегодно рос), закрыто 56 нелегальных заводов, 18 обелились - это компании которые «появились2 в первые месяцы после начала маркировки, то есть те, кто, очевидно, вел свою деятельность незаконно, без соблюдения требований законодательства и параметров качество продукции. В лекарствах, по оценкам самих производителей, количество контрафактных онкопрепаратов сократилось в 10 раз, в 3 раза сократились продажи просроченных лекарств, примерно на 1.1 млрд руб выявлено нелегальных лекарств, практически пресечены схемы краж из больниц лекарств, покупаемых за госсчет в больницы и затем перепродаваемых в аптеках.

Как контролировать качество продукции, приобретаемой онлайн?

В России, как и во всём мире, онлайн-торговля концентрируется главным образом на маркетплейсах. Будучи основным каналом сбыта, электронные площадки имеют технические и юридические возможности непосредственно влиять на уровень качества и безопасности продукции, на степень добросовестности хозяйствующих субъектов.

В этом плане общеобязательность предварительной (до продажи) проверки маркетплейсами легальности товаров и продавцов представляется наиболее плодотворной идеей, реализация которой способна кардинально сократить долю незаконного товарооборота. Соответствующие инструменты (государственные информационные системы, такие как ГИС МТ, ГИИС ДМДК, ФГИС «Меркурий») уже созданы. Следующий шаг – их интеграция с ИТ-системами маркетплейсов, после чего те смогут пресекать незаконную торговлю на своих площадкахв автоматическом режиме.

Среди перспективных средств обеления рынка (особенно в условиях ограничений на проверки и штрафы) – публичная оценка бизнеса. Речь о стимулировании добросовестного поведения с помощью общедоступного рейтинга компаний (изготовителей, продавцов и т.д.) на основе комплексной методики, включая сопоставление экономических показателей с частотой объявления предостережений (по фактам и признакам нарушения законодательства). Разработкой такой методики занимается экспертное сообщество, в частности, Экспертный совет по детенизации экономики совместно с «Общественной потребительской инициативой» и Финансовым университетом при Правительстве РФ.

Автор: зампред думского комитета по экорномической политике, председатель Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при комитете Государственной Думы по экономической политике Артём Кирьянов.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама