Всемирный день качества, отмечаемый сегодня - хороший повод для разговора о проблемах регулирования, как в привычном смысле, так и с учетом цифровых технологий, новых явлений в торговле (маркетплейсы, платформенная экономика в целом), с учетом изменившейся внешнеторговой обстановки.
Безопасность – главное требование к продукции, независимо от категории она не должна представлять опасности для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды.
Данный принцип закреплен в Законе «О защите прав потребителей» и получает развитие в системе норм технического регулирования. Эти нормы, начиная с 2011 года, вырабатываются и утверждаются на уровне Таможенного и Евразийского экономического союза: как в России, так и в Беларуси, Казахстане, Армении и Киргизии они одинаковые.
Унификация норм способствует созданию единого потребительского рынка, что даёт взаимовыгодный эффект и потенциал роста экономикам всех стран Союза. Однако сегодня представляется крайне актуальным совершенствование национальной системы стандартизации. Россия должна максимально использовать возможности национальных стандартов как для обеспечения качества продукции, так и для «мягкого регулирования» протекционистской политики государства по отношению к своим производителям.
Эпидемия контрафакта
В настоящее время требования к безопасности и качеству выпускаемой в обращение продукции регулируется целым комплексом документов различного уровня, в том числе федеральными законами, нормативными правовыми актами, техническими регламентами, стандартами, конструкторской и технологической документацией. При этом проблема присутствия на рынке некачественной продукции является достаточно острой и чувствительной для различных групп населения и, в первую очередь, для широкого круга обычных покупателей пищевой и промышленной продукции, товаров для детей, строительных материалов и другой продукции. По экспертным оценкам, объем не соответствующей требованиям и нормам заявленными производителями продукции на рынке достигает 60-80% (более 60% - для рыбы, более 50% - для молока).
В настоящее время значительная часть продукции производится по СТО (стандартам организаций) или ТУ, особенно в части пищевой продукции и товаров народного потребления, где их доля составляет не менее 40%. Технические условия существуют достаточно давно, однако цель их разработки состояла в том, чтобы конкретизировать требования, уже содержащиеся в ГОСТах или, в случае отсутствия ГОСТа, разработать СТО/ТУ на новые виды продукции.
Законодательно не предусмотрена обязательная проверка, экспертиза или регистрация СТО/ТУ как со стороны государства, так и со стороны независимых экспертных организаций. Если производитель изготавливает продукцию в соответствии с ГОСТом и заявляет об этом, например, на упаковке продукции, он несёт за это ответственность. Производитель же, заявляющий о производстве продукции по собственным СТО/ТУ (содержание которых в большинстве случаев никому, кроме самого производителя неизвестно), такой ответственности не несёт.
Обеление – в приоритете
С целью исключения правовой неопределённости и повышения доверия потребителей к безопасности и качеству продукции, производимой по СТО/ТУ, разработан законопроект, предусматривающий обязательность применение требований СТО/ТУ для изготовителей в случае его публичного заявления о соответствии продукции данным СТО/ТУ. Законопроект предусматривает установление обязательной процедуры регистрации СТО/ТУ в Федеральном информационном фонде стандартовв случае публичного заявления производителя о соответствии произведённой продукции требованиям СТО/ТУ, что позволит решить две проблемы – открытость требований СТО/ТУ для контролирующих органов и необходимость проведения их экспертизы на соответствие всем действующим обязательным требованиям.
«Обеление» экономики — одна из приоритетных задач государственной экономической политики. С 2015 года за нее отвечает Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Система «Честный знак» - самый эффективный инструмент обеления экономики. Сегодня маркировка охватывает 24 группы товаров, проходят 15 экспериментов. Благодаря механизму за считанные месяцы после введения маркировки в отраслях происходит значительное обеление рынка.
Например, маркировка БАД помогла выявить в 8 раз больше импортеров, о которых ранее не было известно, а обеление рынка составило 44%. На рынке воды маркировка выявила 552производителя, которые ранее не отчитывались в органы власти. В табачной продукции доля нелегального оборота на рекордно-низком уровне за последние годы - 11.3% (до маркировки составлял 18% и ежегодно рос), закрыто 56 нелегальных заводов, 18 обелились - это компании которые «появились2 в первые месяцы после начала маркировки, то есть те, кто, очевидно, вел свою деятельность незаконно, без соблюдения требований законодательства и параметров качество продукции. В лекарствах, по оценкам самих производителей, количество контрафактных онкопрепаратов сократилось в 10 раз, в 3 раза сократились продажи просроченных лекарств, примерно на 1.1 млрд руб выявлено нелегальных лекарств, практически пресечены схемы краж из больниц лекарств, покупаемых за госсчет в больницы и затем перепродаваемых в аптеках.
Как контролировать качество продукции, приобретаемой онлайн?
В России, как и во всём мире, онлайн-торговля концентрируется главным образом на маркетплейсах. Будучи основным каналом сбыта, электронные площадки имеют технические и юридические возможности непосредственно влиять на уровень качества и безопасности продукции, на степень добросовестности хозяйствующих субъектов.
В этом плане общеобязательность предварительной (до продажи) проверки маркетплейсами легальности товаров и продавцов представляется наиболее плодотворной идеей, реализация которой способна кардинально сократить долю незаконного товарооборота. Соответствующие инструменты (государственные информационные системы, такие как ГИС МТ, ГИИС ДМДК, ФГИС «Меркурий») уже созданы. Следующий шаг – их интеграция с ИТ-системами маркетплейсов, после чего те смогут пресекать незаконную торговлю на своих площадкахв автоматическом режиме.
Среди перспективных средств обеления рынка (особенно в условиях ограничений на проверки и штрафы) – публичная оценка бизнеса. Речь о стимулировании добросовестного поведения с помощью общедоступного рейтинга компаний (изготовителей, продавцов и т.д.) на основе комплексной методики, включая сопоставление экономических показателей с частотой объявления предостережений (по фактам и признакам нарушения законодательства). Разработкой такой методики занимается экспертное сообщество, в частности, Экспертный совет по детенизации экономики совместно с «Общественной потребительской инициативой» и Финансовым университетом при Правительстве РФ.
Автор: зампред думского комитета по экорномической политике, председатель Экспертного совета по детенизации (обелению) экономики при комитете Государственной Думы по экономической политике Артём Кирьянов.