Ассоциация эксплуататоров воздушного транспорта (АЭВТ) работает над предложениями по корректировке налогового законодательства в контексте налога на прибыль, связанного с задолженностями по лизингу иностранных самолетов.
После введения санкций против России в 2022 году множество авиакомпаний прекратили выплаты лизинговых платежей. В 2025 году бизнес сможет списать эти долги, однако на данные суммы будет начислен налог на прибыль, который вырастет до 25%. АЭВТ отмечает, что это налоговое бремя негативно скажется на финансовом состоянии российских авиакомпаний, которые занимают около 26% рынка авиаперевозок в стране, пишут «Известия».
Гендиректор авиакомпании NordStar Леонид Мохов ранее поднял эту проблему в своем обращении к ассоциации. Хотя самолеты были включены в российский реестр и продолжают использоваться на внутренних рейсах, аренда с иностранными владельцами по-прежнему остается активной.
После введения международных санкций российские власти организовали способ оплаты арендных сборов за границей в рублях. В российских банках были открыты счета для иностранных владельцев самолетов, куда направлялись платежи. Однако арендодатели отклонили такой метод оплаты, так как он не соответствовал условиям контрактов. Авиакомпании отказались осуществлять переводы на эти счета, поскольку такие расходы не обеспечивали фактическое погашение задолженности.
В письме Мохов сообщил, что высвобожденные средства авиакомпании решили использовать для обеспечения летной исправности самолетов, что стало актуальным из-за подорожания в результате западных санкций. Большинство российских авиаперевозчиков накопило серьезные задолженности по лизингу, и новый налог в размере 25% может оказать значительное влияние на десятки мелких и средних компаний. Согласно статистике «Аэрофлота», эти перевозчики контролируют 26% внутреннего рынка авиаперевозок. Участники рынка отметили в интервью газете, что уплата налога в следующем году может оказаться столь сложной, что некоторые авиакомпании могут подать на банкротство. Кроме того, предполагаются возможные аннулирования сертификатов эксплуатанта и перераспределение авиапарка в пользу крупных игроков.
Борис Романов, руководитель проектов в адвокатском бюро S&K, выразил понимание по поводу недовольства участников рынка, отметив, что списанная кредиторская задолженность считается «внереализационными доходами», а «сэкономленные» средства попадают под налогообложение по ставке 25% в 2025 году.
Малые кавиакомпании – ключ к связанности страны
Существование небольших специализированных предприятий - это норма, которая позволяет создавать сервисы и возможности, которые для крупных компаний либо неинтересны, либо нерентабельны. Малые авиакомпании - это те, которые работают на отраслевых или региональных заказах, обеспечивают какие-то эксклюзивные возможности. Но во время кризисов именно они становятся его жертвами в первую очередь, отметил обозреватель Анатолий Несмиян.
Банкротства малых компаний - самый верный признак катастрофического состояния всей отрасли в целом. Теперь она начнет выживать, и если кризис будет затяжным, то и катастрофические последствия будут достаточно тяжелыми. «Для такой огромной страны, как Россия, утрата или серьезная деградация одной из транспортных отраслей разрушает ее связность. Это не происходит одномоментно, такие вещи всегда накапливаются, но от этого менее проблемными они не становятся», - заключил эксперт.