Продажи российской сельхозтехники падают
За девять месяцев текущего года объем продаж российской дорожно-строительной техники (ДСТ) в денежном эквиваленте уменьшился на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В первой половине года наблюдался рост продаж на шесть процентов (38,6 миллиарда рублей), однако в третьем квартале началось снижение. В частности, в августе сокращение составило 33,5%, а в сентябре — 23,4%, сообщают «Ведомости».
В ассоциации связывают такие результаты с увеличением производственных затрат, активное проникновение на российский рынок более дешевой китайской техники, а также с высокой ключевой ставкой, которая негативно сказывается на развитии предприятий.
В 2023 году импорт ДСТ увеличился на 58%, достигнув 440 миллиардов рублей, что в пять раз превышает объемы отечественного производства. Особенно критическая ситуация складывается в сегменте экскаваторов и фронтальных погрузчиков. Доля импортной техники в этом сегменте стабильно превышает 90%, при этом основным поставщиком остается Китай.
Дмитрий Бабанский, руководитель проектов SBS-Consulting, отметил, что импортные машины стоят на 15-20% дешевле своих отечественных аналогов. Например, цена российского бульдозера составляет 15 миллионов рублей, тогда как китайский стоит 12,5 миллиона.
Представитель «Росспецмаша» указал на то, что ситуация становится критичной. Объем продаж снижается, запасы на складах накапливаются, а чрезмерно высокая ключевая ставка «подрывает инвестиционные программы заводов и их клиентов».
Как отметил Бабанский, в отрасли отсутствуют позитивные тенденции. Центробанк уже озвучил свою позицию, что высокие процентные ставки сохранятся на длительный срок, а инвестиции в строительный сектор не увеличиваются, что вызывает вопросы о том, что сможет стимулировать спрос и развитие. Генеральный директор Sherpa Group Александра Галактионова подчеркивает, что планы правительства по финансированию национального проекта «Инфраструктура для жизни» могли бы поддержать предприятия, но высокие ставки это не изменят.
По прогнозам Михаила Бурмистрова, главы «Infoline-аналитики», к концу года продажи российской ДСТ могут сократиться на 10-15%. Генеральный директор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев выражает более пессимистичный настрой, ожидая уменьшения продаж на 30%.