Арабская мягкая сила ломает культурные коды: в России начались споры о хиджабах
Отправной точкой для дискуссии стало решение властей Владимирской области запретить ношение хиджабов в школах.
29 октября депутат Госдумы Адам Делимханов заявил, что по поручению главы Чечни Рамзана Кадырова займется этим вопросом и добьется отмены запрета хиджабов. Он подчеркнул, что религиозные обычаи не следует «грубо запрещать»
«Если кому-то во Владимирской области непонятны эти простые истины, то мы доходчиво объясним, что такое религиозные традиции», — подчеркнул Делимханов.
В защиту хиджаба выступил Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). В организации указали, что «именно девочки в хиджабе отличаются примерным поведением, хорошей учебой и не занимаются деструктивными деяниями».
Лукавство в защите хиджаба
Журналист, публицист Марина Ахмедова прокомментировала высказывания КЦМСК, обнаружив в нем предпосылки к конфликтности. Ситуация во Владимирской области подается как попытка ущемления мусульман. Однако такой проблемы нет с детьми, например, - буддистами, иудеями. «Где в школах бросающаяся в глаза презентация атрибутики других религий? Буддистов в своих одеждах, хасидов в шляпах, православных – даже не знаю в чем, кроме крестиков под одеждой. Упор сделан на исламскую одежду потому, что именно исламская одежда присутствует в школах как религиозная», - заметила Ахмедова.
Хиджаб вряд ли можно считать ежедневной одеждой мусульманок. В России это все-таки платок. Хиджабы и никабы в России не носили. Это больше арабская традиция. Платок же отличается от хиджаба. Он не закрывает щеки, подбородок.
Сойтись «на платке»
Дискуссия о хиджабе обходит один важный вопрос. С одной стороны, это традиционная исламская одежда. Но не понятно, из чего следует, что ближневосточная версия хиджаба является традиционной для российских мусульман, заметил политолог Андрей Малахов.
Он отметил, что в России явно наблюдается «крен в сторону перенимания арабской стилистики». У народов России свои традиционные одежды. «А почему от нее нужно отказываться в угоду арабизации? С какой стати?», - задался вопросом Малахов.
Теоретически здесь можно парировать, что ислам пришел с Ближнего Востока, и на основании этого утверждается арабский стиль одежды, как каноничный. Но ведь и предки российских мусульман одевались по-своему. Это тоже традиция.
«Арабская жизнь органична и интересна на Ближнем Востоке — у арабов. У нее глубокая, вызывающая уважение историческая традиция. Но это не наша традиция. В России подчеркнутая арабизация естественным образом воспринимается как вторжение другого. Как агрессия, каковой, по существу, и является ломка наших культурных кодов. Давайте честно и внятно разделим арабизацию, как чуждый для российского общества тренд и прекрасную традиционную одежду всех наших народов», - указал эксперт, предположив, что в вопросе одежды граждане России вполне могли бы сойтись на платке, без увлечения хиджабами.