В 2024 году лизинговые организации провели изъятие большего объема специализированного оборудования у предприятий, что было вызвано невыполнением условий лизинговых соглашений.
Основными факторами стали высокая процентная ставка Центрального банка, а также последствия передачи техники без предварительных платежей. Ведущие лизинговые компании России отмечают увеличение объема возврата специальной техники из лизинга на фоне трудностей с выполнением условий лизинговых соглашений. Об этом сообщили представители лизинговых компаний, а также источники в области лизинга и продаж специальной техники.
В первую очередь, данная проблема затрагивает малый и средний бизнес, заявил РБК Александр Липский, генеральный директор компании «Стройтех», занимающейся импортом грузовой и специальной техники из Китая. «Малый и средний предприниматели уже не в состоянии справляться с лизингом из-за роста ключевой процентной ставки», — добавил он. По словам Липского, в августе и сентябре, перед увеличением утилизационного сбора, в страну было ввезено больше колесной техники, чем за предыдущие шесть месяцев. Он прогнозирует, что рынок столкнется с перегревом и стагнацией продаж. «Это снизит поступления в бюджет от пошлин и утилизации новых автомобилей, так как в ближайшие два—четыре месяца ожидается снижение объемов ввоза техники. К тому же, с 1 января запланировано новое увеличение утилизационного сбора», — напомнил он.
В августе продажи строительно-дорожной техники в России уже начали уменьшаться, составив снижение на 33,5% по сравнению с прошлым годом, согласно информации от ассоциации «Росспецмаш», которая объединяет производителей.
В то же время, как отмечали эксперты Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК), в следующем году ожидается сокращение объемов дорожных работ в связи с завершением строительства на участках федеральных трасс М-4 («Дон») и М-12 («Восток»), что также отрицательно отразится на спросе на эту технику.
По мнению Вадима Данилова, главы управления анализа данных и принятия решений компании «Альфа-Лизинг», увеличение числа изъятий обусловлено ухудшением платежеспособности клиентов из-за текущей макроэкономической ситуации. К этому привели рост ключевой ставки и, следовательно, рост ставок финансирования, уменьшение числа инфраструктурных проектов, а также проявления санкционных последствий в некоторых сферах. «Например, западные рынки сбыта для лесной промышленности стали почти недоступны для российских предприятий, а транспортировка товаров на альтернативные рынки стала дорогой. В транспортном секторе наблюдается нехватка водителей и подъем цен на топливо и автозапчасти», — говорит Данилов.