Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Экономисты придумали, как разбудить «спящие» города России

В Институте экономики роста обозначили 8 категорий малых городов и предложили способы решения их проблем.

Среди актуальных проблем малых городов России эксперты выделили: ухудшение состояния инженерных систем и архитектурного наследия, утечку молодежи и недостаток социальных услуг. Ситуацию возможно улучшить за счет «управляемого уплотнения территории», поддержки инициатив со стороны бизнеса и населения, а также развития событийной активности. К таким выводам пришли специалисты Института экономики роста им. П.А. Столыпина в своем докладе о типологии малых городов, пишет РБК.

Для классификации городов использовались данные из базы муниципальных образований Росстата, стратегические и территориальные планы муниципалитетов, ежегодные отчеты и публикации глав муниципальных образований, а также другие открытые источники, включая материалы СМИ.

Каждый тип малых городов сталкивается с индивидуальными трудностями, однако у них есть и общие проблемы. Чтобы противостоять убыли молодежи, авторы предлагают привлекать новых жителей старшего и среднего возраста, создавая у малых городов привлекательные условия для жизни с детьми, например, в частных домах, а также для тех, кто желает переехать после завершения своей карьеры. Одна из наиболее часто отмечаемых проблем в малых населенных пунктах — это ухудшение состояния и высокая стоимость содержания инфраструктуры. «Что касается коммунальной инфраструктуры, то тут целесообразно рассмотреть управляемое сжатие и уплотнение территории, что позволит сосредоточить ресурсы на ограниченной площади и избежать увеличения протяженности сетей», — отмечают специалисты.

Среди важных инициатив, касающихся малых городов, выделяются газификация, развитие информационных и транспортных связей, а также обеспечение базовых стандартов жизни, включая образовательные, медицинские и культурные услуги, а также социальное обеспечение. Часто жители таких городов чувствуют себя отстраненными от значимых процессов, и в этой связи авторы призывают к поддержке инициатив как со стороны бизнеса, так и от населения, в том числе по созданию новых общественных пространств, развитию формата «соучастия» граждан в городских мероприятиях и активизации культурной деятельности. Кроме того, в докладе подчеркиваются особенности, касающиеся системы налогообложения, которая делает муниципальные бюджеты «постоянно дефицитными».

Как утверждает Владимир Климанов, директор Центра региональной политики РАНХиГС, ключевые трудности маленьких городов обусловлены уменьшением численности населения (из-за отрицательного естественного прироста и миграции) и низкими показателями бюджетных поступлений. Это приводит к старению населения, ухудшению кадровой ситуации, устаревшей инфраструктуре (включая жилищно-коммунальное хозяйство), нехватке специалистов для муниципальных служб, образовательных учреждений и медицинских учреждений, а также недостатку ресурсов для решения социальных проблем.

Тем не менее, существуют маленькие города с потенциалом для роста, включая моногорода, подчеркивает Климанов. «Иногда зависимость от одного предприятия приносит свои плюсы: формируется высокорентабельное производство, что позволяет обеспечивать достойные зарплаты и активно участвовать в решении социальных задач, поскольку крупные компании имеют свои программы по развитию городов, где они расположены», — добавляет он.

Большинство муниципальных бюджетов маленьких городов оказывается в дефиците, их расходные обязательства превышают собираемые налоги и другие сборы, подтверждает Степан Земцов, директор Центра экономической географии и регионалистики Президентской академии. «Во-первых, значительная часть налоговых поступлений уходит в федеральный и региональные бюджеты, чтобы потом через межбюджетные трансферты эти средства более равномерно распределялись между муниципальными образованиями. Во-вторых, существует проблема регистрации организаций, работающих в маленьких городах, в столицах или крупных агломерациях. В результате налоги уплачиваются по месту регистрации, и бюджет малых городов от этого не получает ничего», — говорит он.

Малые города эксперты разделили на:

- города с развитой промышленностью;

- города, связанные с транспортом и логистикой;

- туристические города;

- города с общегосударственными функциями;

- города-спутники;

- межмуниципальные центры.

- города с различной специализацией;

- спящие» города.

К спящим городам относятся населенные пункты со слабой экономической базой и высоким процентом пожидлых граждан.

Несмотря на то что существует немного успешных примеров «оживления» таких населенных пунктов, в них можно развивать малый бизнес при наличии соответствующих мер поддержки.

Это могут быть налоговые послабления на федеральном уровне. На местном уровне важным является институциональный аспект: упрощение взаимодействия с государственными структурами, возможность оперативного решения необходимых формальностей с применением высоких технологий.

Полная версия