Уроки молдавского: о чем следует задуматься по итогам народного выбора
Российские эксперты отмечают провал и непонимание собственного народа, с которыми столкнулась действующая президент Молдавии Майя Санду на прошедших выборах и референдуме по вопросам евроинтеграции.
Конечно, ни о каком массовом энтузиазме и курсе страны на Запад речи не идет: все сходятся во мнении, что перевес в районе полпроцента – для нее более чем неприятный результат. Вместе с тем, сейчас не совсем подходящее время язвить по поводу Санду и К°, а лучше присмотреться к происходящему и понять, почему, точно зная, какую роль отводят гражданам постсоветских пространств в Европе, молдаване все равно выбирают этот путь. А главное, понять, какую тактику следует выбрать России на этом направлении.
Акцент на зуммерах
Работа с населением бывших республик СССР должна опираться не только на общее историческое прошлое, которое может сыграть на чувствах старшего поколения, но и содержать элементы, способные заинтересовать молодежь. И именно поколение Z должно стать главной мишенью, если Россия хочет сохранить свое влияние. Здесь нужно понимать, на какие ценности опираются представители этой возрастной группы. Напомню, что среди их ценностей есть, например, желание учиться и выбор вещей из магазинов second-hand, стремление следить за своим эмоциональным состоянием и забота об экологии. Что же касается потребления рекламных объявлений, то поколение Z готовы верить живым людям, которые в коротких простых видео доступных языком говорят о преимуществах того или иного товара и бренда. Надо просто понимать, что политика – это тот же самый бренд, который надо уметь преподнести и показывать с выгодной стороны.
Свои инфлюенсеры
Люди, к мнению которых прислушиваются, всегда были в цене. К сожалению, за последние пару лет Россию лишили возможности транслировать свою позицию в другие страны. Именно поэтому необходимо иметь самую настоящую сеть агентов влияния (позволю называть себе вещи своими именами), которая объединит граждан зарубежной страны, высказывающих свое недовольство действиями властей. С одной стороны, их необходимо поддерживать, но, с другой, это не должно быть пустым вливанием денег в расчете на то, что кто-то будет транслировать позицию России так, как это нужно самой России. Наш интерес заключается в том, что такие граждане, пользующиеся у себя на родине авторитетом, очень аккуратно, постепенно вводили бы в общественный дискурс нужные нам темы, подталкивали своих подписчиков к определенным выводам. Так они не только будут отстаивать пророссийскую точку зрения, но и начнут формировать пул принимающих наши интересы граждан. Но повторю еще раз: это очень тонкая работа. И провал ее будет заключаться не в том, что словами инфлюенсера заинтересуются власти страны, а в том, что население останется к ним равнодушно.
Работа не для галочки
Молдавия стала одной из стран, где идет активная борьба с российскими источниками информации. В феврале 2022 года редакция российского новостного агентства Sputnik Молдавия получила от властей республики уведомление о прекращении работы сайта и радиовещания, в июне того же года молдавский Парламент принял в окончательном чтении закон, запрещающий трансляцию в республике целого ряда программ российских телеканалов, а год назад служба безопасности Молдавии заявила, что информация ряда российских СМИ якобы способна «вызвать напряжённость или социальные конфликты» - в списке неугодных оказались ТАСС, Интерфакс, «Московский комсомолец», «Известия», «Аргументы и Факты», «Лента.Ру», «Российская газета», агентство Regnum и другие. Иначе, как битвой с противником это не назовешь. Но одновременно это означает, что надо искать новые форматы. Что же мы видим на примере радио Sputnik Молдавия? ВК – менее 500 подписчиков и 20 просмотров, а Телеграм – при почти 30 тысячах подписчиков средний чек на один материал составляет порядка 7 тысяч просмотров.
Поле для дискуссии
Что особенно настораживает, так это отсутствие диалога с подписчиками. Понятно, что в непростых условиях проще всего закрыть комментарии, чтобы не сталкиваться с неоправданной агрессией. Но никак не в данном случае. Сегодня речь идет о том, чтобы не просто поддерживать хоть какие-то связи со своими сторонниками по всему миру, а завоевывать новых, объяснять свою позицию, мотивировать у них интерес к нашей точке зрения. Конечно, спор с оппонентами – удовольствие очень дорогое не только с точки зрения денег, но и в плане погруженности в материал. Пора уже признать, что в работе на иностранную аудиторию использование ботов и троллей становится простым сжиганием средств. Следовательно, пора запускать новые методы, которые будут на ступень выше в иерархии идеологической борьбы и гораздо привлекательнее для потребителей, чем просто копирование методичек и бездумные репосты сомнительных сентенций политиков, рассчитанных исключительно на внутреннюю аудиторию.
Ставка на харизму
Влияние западной политической модели серьезно изменило взгляды общества на постсоветском пространстве. Голосование сердцем становится зачастую одним из главных способов выражения своего отношения к тому или иному политику. Это необходимо учитывать, когда речь идет о том, чтобы поддерживать пророссийских активистов. Оговоримся, они есть и будут в большом количестве в каждой из постсоветских стран, однако среди них надо выбирать не просто тех, кто обладает средствами и влиянием, но и тех, кто может привлечь внимание нового электората. Вспомним харизматичного Берлускони или рассудительную Меркель. Хотя, конечно, в современной Европе таких фигур уже «не делают». Однако это не означает, что подобные образы канули в Лету и неспособны сегодня привлечь внимание. Думаю, очень даже способны, потому что всем хочется поддерживать запоминающихся и привлекательных, за которых готовы проголосовать. И даже если такие политики будут проигрывать, их власть над людьми сохранится и может быть использована при случае в том ключе, в котором заинтересована Россия.
Автор: член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема» Роман Черёмухин