Банки заморозили 30 тысяч счетов в первый день работы нового закона
В первый день вступления в силу закона о возврате средств, если банки случайно направят перевод на счета мошенников из базы данных ЦБ, кредитные организации заморозили 30 тысяч счетов.
Каждый день они приостанавливают примерно 20 тысяч переводов. В первый день действия нового закона, предписывающего кредитным организациям возвращать клиентам украденные средства в случае перевода на мошеннический счет, банки заблокировали 30 тыс. подозрительных счетов. Об этом сообщил Вадим Уваров, директор департамента информационной безопасности ЦБ, на XXI Международном банковском форуме Ассоциации банков России (АБР). «На момент вступления в силу закона наши финансовые организации одномоментно отключили порядка 30 тыс. реквизитов 25 июля этого года на основании поступившей информации», — отметил Уваров (передает РБК).
В России 25 июля 2024 года вступили в силу изменения в 161-ФЗ, обязывающие банки возвращать клиентам похищенные мошенниками средства в ряде случаев, в том числе если кредитная организация допустила перевод на мошеннический счет, включенный в специальную базу ЦБ «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента». Регулятор формирует эту базу на основе данных, предоставленных банками и другими операторами платежных систем. В базе содержится информация о проведенных операциях, а также о плательщиках и получателях средств. Если компания или физическое лицо не согласны с включением своих реквизитов в эту базу, они могут обратиться в обслуживающий банк или подать заявление на сайте Банка России. Также банки обязаны на два дня блокировать подозрительные операции и в этот период связываться с клиентом для подтверждения его добровольного согласия на перевод, исключая влияние мошенников.
Согласно информации ЦБ, системно важные кредитные учреждения ежедневно приостанавливают около 20 тысяч денежных переводов, об этом сообщил Уваров: «Некоторые граждане не всегда осознают, почему возникают такие паузы, и обращаются в свои финансовые учреждения за разъяснениями». Уваров подчеркнул, что эти действия связаны с данными о подозрительных реквизитах, которые ЦБ получает от банков.
Как отметила председатель правления НКО «Мобильная карта» Елена Шейкина, за два месяца действия законодательства 34% клиентов сервиса, чьи переводы были временно заморожены, повторили операции после периода приостановки. Причем около 2,7 тыс. клиентов не стали повторно отправлять переводы на сумму 53 млн руб. после завершения периода охлаждения.
Шейкина отметила, что у законопослушных клиентов возникли сложности при внесении их в базу ЦБ о мошеннических переводах: «Мы наблюдаем трудности у клиентов, которые являются легальными, но у которых, например, были украдены личные данные, и мошенники использовали их данные для открытия электронного счета или средства платежа в каком-либо банке». Она предложила внести поправки в законодательство, чтобы разрешить легальным клиентам идентифицировать себя в обслуживающем банке, но при этом оставить заблокированными счета в других банках, открытые мошенниками. Уваров согласился с существующими трудностями у таких клиентов.
По его словам, ЦБ использует два критерия для включения клиентов в базу с мошенническими реквизитами. «Во-первых, операцию проводят без согласия клиента. Во-вторых, это запрос из МВД России, то есть по реквизитам уже возбуждён уголовное дело». Уваров отметил, что ЦБ готов обсудить с отраслью изменения в механизме исключения из базы, но, по его словам, через два месяца после вступления закона в силу слишком рано оценивать необходимость таких изменений.