РСПП попросил изменить механизм формирования цены контрактов в стройке
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил с инициативой пересмотра методики расчета индексов-дефляторов, которые применяются для определения начальной (максимальной) цены контрактов (НМЦК) на строительные подрядные работы.
Данное предложение содержится в письме главы РСПП Александра Шохина, отправленном в Минэкономразвития в начале сентября. С содержанием этого письма ознакомился РБК, и источник, знакомый с документом, подтвердил его подлинность. Представитель РСПП не дал комментариев по этому поводу, однако в Минэкономразвития факт получения письма подтвердили, добавив, что оно будет рассмотрено в установленном порядке.
Для расчета НМЦК в закупках на выполнение строительных, реконструкционных, демонтажных и капитальных ремонтов применяются дефляторные индексы. В 2024 году этот показатель по группе «Инвестиции в основной капитал», упомянутой в письме РСПП, оценивается на уровне 108,4%. По прогнозу Минэкономразвития, в 2025 году он будет равен 107,3%, в 2026 году — 105,3%, а в 2027 году — 104,4%. Дефлятор по категории «Строительство» в 2024 году установлен на уровне 106,4%. В 2025 году он прогнозируется на уровне 105,6%, в 2026 году — 105,3%, а в 2027 году — 104,5%.
Согласно письму РСПП, текущие показатели не отражают истинную структуру себестоимости строительства. Это приводит к ошибкам в определении затрат на работы, некорректному планированию бюджета и недооценке стоимости контрактов. В таких договорах стоимость фиксирована и действует на протяжении всего срока исполнения. Недостатки в расчетах оказывают влияние на реальную стоимость выполнения контракта, которая оказывается значительно выше утвержденной на стадии НМЦК. РСПП указывает, что такие расхождения приводят к срыву сроков, увеличению кредитной нагрузки и ухудшению финансового состояния подрядчиков, иногда приводя их к банкротству.
РСПП в своем письме заявляет о необходимости внедрения объективных индексов-дефляторов, которые играют важную роль как для всей отрасли, так и для федерального бюджета. В связи с этим организация обращается к Минэкономразвитию с просьбой дать указания на расчет и утверждение прогнозных показателей. Эти показатели должны основываться на новых ресурсно-технологических моделях, которые разрабатывают Минстрой и Росстат.
В письме говорится, что при разработке данных моделей учитывались ключевые строительные ресурсы, на основе которых Минэкономразвития составляет макропрогноз. Это включает оплату труда, использование машин и механизмов, материалы и оборудование. Также из документа следует, что для гражданского, промышленного, дорожного, энергетического и трубопроводного строительства были разработаны пять таких моделей.