Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Школа стала не нужна: россияне массово переходят на альтернативное обучение

Альтернативные формы получения среднего образования становятся все более популярными в России — с 2016 года число детей, обучающихся вне школьных зданий, возросло в десять раз.

Об этом сообщили исследователи Московского городского педагогического университета (МГПУ), изучившие данные Минпросвещения. Рост интереса к семейному обучению и онлайн-школам особенно проявился в период пандемии, но тенденция сохранилась и после ее окончания. По мнению авторов исследования, родителей привлекает возможность индивидуального подхода к образованию детей. Однако эксперты подчеркивают, что «внеклассное» обучение пока составляет лишь небольшую долю от общей статистики.

Помимо традиционного посещения школы, закон «Об образовании» предусматривает четыре альтернативные формы получения образования. Это очно-заочное и заочное (ученик числится в школе, но посещает занятия по выбору), а также семейное обучение и самообразование (ребёнок не состоит ни в одном учебном заведении и обязан лишь пройти аттестацию перед сдачей ГИА). Исследователи из МГПУ изучили альтернативное образование в России и обнаружили, что за восемь лет его популярность выросла в десять раз. Если в 2016 году только 17,9 тыс. школьников обучались не очно (0,1% от общего числа учеников), то в 2023 году их стало 174,7 тыс. (1%). Данные были собраны из открытой статистики федерального Минпросвещения, а также в регионах, пишет «Коммерсант».

Значительный рост популярности альтернативного образования был зафиксирован в период эпидемии COVID-19 — в 2021 году количество дистанционно обучающихся школьников увеличилось в пять раз (с 30 тыс. до 147,2 тыс.).

Однако даже после завершения пандемии ситуация не улучшилась — к 2023 году количество «альтернативных» учеников увеличилось еще на 27,5 тыс.

«Мы анализировали образовательные сайты, которые предлагают как обучение детей, так и сопровождение их образования вне школы. Их основные услуги включают: индивидуальный подход, обучение в небольших группах по 10–15 человек, поддержку логопеда и психолога в начальной школе. Можно заключить, что именно этого не хватает родителям в общеобразовательных учреждениях»,— заявляет автор исследования, глава Центра аналитических исследований и моделирования в образовании МГПУ Елена Петряева.

Главный эксперт Института образования ВШЭ Татьяна Мерцалова подчеркивает, что альтернативные методы обычно популярны среди определенных групп детей — например, спортсменов или музыкантов, которым неудобно посещать стандартные школы. Вторая возможная причина — работа родителей, требующая частых переездов.

Сергей Заир-Бек, ведущий эксперт Института образования ВШЭ, считает, что ковидный локдаун стал значительным толчком для развития образовательных онлайн-платформ, благодаря которым обучение из дома стало намного проще: «В период пандемии возникла потребность в этих услугах, начали появляться сервисы для такого обучения, предоставляя широкий выбор. Даже после окончания самоизоляции этот ассортимент остался, и родители продолжают предпочитать данный формат».

Еще одна причина роста интереса к заочному обучению — увеличение числа релокантов после 2022 года: «Родители уехали за границу с детьми, но решили обеспечить им российское образование — хотя бы аттестат. Поэтому дети начали проходить обучение дистанционно или с репетиторами в домашних условиях».

По мнению эксперта, чиновники не готовы проводить детальное исследование статистики альтернативного образования, так как это представляет собой сложный и затратный процесс. «Предполагаю, что углубленный анализ покажет, что популярность альтернативных форм обучения растет только в определенных социальных кругах с высоким доходом и в городах. В сельских же районах, вероятно, альтернативное образование не так востребовано и может быть малоизвестно»,— считает Сергей Заир-Бек.

Полная версия