Законопроект, предлагающий добавить новый квалифицирующий признак в несколько статей Уголовного кодекса, связанный с использованием дипфейк-технологий (deepfake), будет представлен в Госдуму в понедельник.
Он был разработан главой думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярославом Ниловым (ЛДПР) и сенатором Алексеем Пушковым.
«Мы предложили изменить УК и уточнить отдельные квалифицирующие признаки для случаев попыток использовать технологию дипфейков в противозаконных целях. Пока это понятие юридически не прописано в законодательстве, хотя давно следует. По сути, мы понимаем, что это технологии, позволяющие применять как реальные, так и синтезированные изображения или звук для обмана людей, чем и пользуются мошенники», — сообщил Нилов в беседе с ТАСС.
В законопроекте предлагается внести изменения в статьи "Клевета", "Мошенничество", "Кража", "Вымогательство", "Мошенничество в сфере компьютерной информации" и "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Согласно этому проекту, клевета, совершенная с использованием изображения или голоса потерпевшего (включая фальсифицированные или искусственно созданные), а также с применением его биометрических данных, будет караться штрафом до 1,5 млн рублей или лишением свободы на срок до двух лет. За мошенничество с применением таких технологий может быть назначен штраф до 400 тыс. рублей или лишение свободы на срок до шести лет.
В пояснительной записке к проекту авторы отметили, что развитие компьютерных технологий расширило возможности создания видео- и аудиоматериалов на основе изображений и голоса граждан, "искусственно воссоздающих несуществующие события". Авторы подчеркнули, что ранее злоумышленники, например, подделывали фотографии для распространения клеветы, но современные технологии, включая нейросети и искусственный интеллект (дипфейки, цифровые маски и другие), позволяют создавать подделки, которые практически невозможно отличить от настоящих. Эти технологии также позволяют воспроизводить другие биометрические данные.
В официальном отзыве правительства на законопроект, который также имеется в распоряжении ТАСС, указывается, что вопросы использования технологий подмены личности не урегулированы в отраслевом законодательстве. "Следовательно, включение предложенного регулирования в уголовное законодательство не представляется возможным из-за отсутствия соответствующих норм материального законодательства, что создает значительные риски формирования некорректной правоприменительной практики", - сказано в документе.