Москва
23 января ‘25
Четверг

Минфин обсудит ввод глобального минимального налога в законодательство

Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) совместными усилиями изучают потенциальные риски для государственного бюджета и компаний в связи с внедрением международной налоговой реформы, сообщил замминистра финансов Алексей Сазанов.

По его словам, в сентябре планируется обсудить результаты анализа с участием представителей бизнеса. «Анализ должен продемонстрировать необходимость корректировок в российском налоговом законодательстве и дополнительного налогообложения прибыли холдингов, в том числе по правилам IIR, чтобы избежать уплаты дополнительных налогов в другие юрисдикции», — уточнил Сазанов.

IIR представляет собой «правило включения в доход» (Income Inclusion Rule), включенное во второй элемент налоговой реформы ОЭСР/G20, известный как Pillar 2. Если материнская компания международной группы компаний (МГК) зарегистрирована в «стране А», а дочерняя компания находится в «стране Б», и при этом эффективная налоговая ставка дочерней компании ниже 15% («глобальный минимальный налог»), то налог, равный разнице между этой эффективной ставкой и 15%, выплачивается головной компанией группы в бюджет страны, где она зарегистрирована («страна А»). В целях Pillar 2 налоговая база определяется на основе прибыли согласно финансовой отчетности, пишет РБК.

Таким образом, Pilar 2 означает, что международные группы с материнской компанией в России будут вынуждены компенсировать недостающий налог в российский бюджет, если в одной из стран их присутствия прибыль облагается по ставке ниже 15%. В случае, если холдинговая компания МГК зарегистрирована в России и её российская прибыль облагается налогом по ставке ниже 15%, другие страны, где присутствует группа, смогут взыскать недоплаченный в России налог.

В тезисах Минфина говорится о приведении российского законодательства в соответствие с требованиями правил Pilar 2, включая уплату минимального налога крупными международными корпорациями с консолидированной выручкой более €750 млн, утверждает партнер налогового практики «МЭФ Legal» Анна Зеленская. «Это многоуровневая международная инициатива под эгидой ОЭСР, направленная на противодействие налоговому уклонению транснациональными корпорациями и определение эффективной налоговой ставки не для отдельных юридических лиц в разных странах, а для всей группы в целом», — объясняет она. Правила Pilar 2 уже начали внедрять в ряде стран и могут оказать влияние как на крупные компании, работающие в этих странах, так и на российские группы, имеющие там холдинги, добавляет Зеленская. По данным Grant Thornton, 138 стран согласились внедрить Pilar 2 в свои национальные законодательства. В России такое законодательство пока не введено, но по информации из «Основных направлений налоговой политики на 2024–2026 годы» от Минфина, будет проведена оценка необходимости внедрения Pilar 2, говорит партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Анна Воронкова.

«По всей видимости, Минфин и ФНС оценивают возможное влияние Pilar 2 на российский бизнес», — отмечает Зеленская. В 2021 году Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупреждал, что на тот момент (до введения санкций) глобальная реформа должна была затронуть большинство крупных российских корпораций. Комитет РСПП по налоговым рискам также рассматривал возможность отказа России от участия в реформе, но пришел к выводу, что это нецелесообразно. «Вне зависимости от участия в глобальной реформе российские группы всё равно попадут под её действие в других странах присутствия (включая зарубежные холдинги). Соответственно, РФ не сможет защитить интересы российского бизнеса, если откажется от участия в реформе», — утверждалось в проекте позиции налогового комитета РСПП.

Полная версия