Курьеры теперь диктуют свои условия как работодателям, так и заказчикам.
Они стали более взыскательными к заказам и требуют более высокую оплату. Это вынуждает компании пересматривать свои финансовые модели. Согласно данным платформы «Мигрант Сервис», курьеры в Москве уже зарабатывают столько же, сколько и молодые специалисты в сфере IT — около 120-150 тыс. рублей в месяц. Аналогичные цифры предоставляет сервис Superjob, утверждая, что курьер с личным автомобилем может получать до 200 тыс. рублей на руки, пишет «Коммерсант».
Если поставщик не удовлетворен условиями, он угрожает уйти к крупным агрегаторам, отметил руководитель франчайзинга сети ресторанов азиатской кухни MYBOX Александр Назаров. «У курьера на собеседовании одним из ключевых вопросов является сумма заработка в день. Средняя тарифная ставка уже составляет 6-10 тыс. рублей - вполне нормальная для курьера. Наша цель - предложить ему хорошее предложение с самого начала, а также обеспечить достаточное количество заказов. 20-25 поездок считается нормой. 15-12 - это минимальный уровень для курьера», - рассказал Назаров.
Какие требования к сотрудникам служб доставки в Москве
Крупные агрегаторы значительно увеличили стоимость доставки. Это делает нас неконкурентоспособными, так как они используют инвестиционную модель, а мы ориентируемся на классическую операционную модель. Мы не можем переплачивать курьерам. Но чтобы оставаться конкурентоспособными, мы вынуждены двигаться в их направлении, увеличивая оплату доставки курьерам. В нашем бизнесе от 60% до 80% структурировано на доставку, в зависимости от формата и города.
«Прибыльность нашего бизнеса уменьшается. Как мы решаем эту проблему? Мы обычно предлагаем дополнительную скидку для клиентов, чтобы мотивировать их забирать заказ самостоятельно. Однако даже скидка до 20% часто не становится стимулом для клиентов забрать заказ самостоятельно», - рассказал предприниматель.
Уровень заработной платы в сфере доставки продолжает расти из года в год. По данным Forbes, за последний год она увеличилась в среднем на 30%. Большинство курьеров предпочитают работать по фрилансу, они берут заказы от различных компаний. Например, одна из крупнейших компаний в данном сегменте - "Купер" (ранее известная как "СберМаркет"), в 2023 году сотрудничала с 70 тыс. курьеров и сборщиков, все из которых были самозаняты. При таких обстоятельствах маленьким компаниям очень сложно организовать собственную службу доставки, отметила руководитель по работе с курьерскими службами в Flowwow Элина Мугайнутдинова.
"Поскольку на рынке сейчас большой спрос на вакансии доставщиков, курьеры могут выбирать из различных предложений самые выгодные условия, а не просто диктовать свои требования. И в связи с этим работодатель вынужден предлагать все более комфортные условия для курьеров", - пояснила она.
По данным Forbes, за период с 2018 по 2023 год количество заказов из ресторанов на платформе "Яндекс Еда" в Москве увеличилось в 2,5 раза, а в Санкт-Петербурге - в 5,5 раз. По всем регионам это число возросло в 16 раз. Эксперт Data Insight Ольга Пашкова предполагает, что все расходы на доставку в конечном итоге будут перекладываться на потребителей: «Доставка продуктов и доставка цветов - это отдельные виды деятельности, требующие специальных навыков. На рынке присутствуют онлайн игроки, которые работают исключительно в интернете, а также омни-игроки, у которых помимо физических магазинов, значительная доля бизнеса происходит онлайн, как, например, в случае с "ВкусВилл", где доля онлайн продаж уже превышает 50%».