Трое сыновей священника из Липецка были приговорены военным судом к наказанию в виде семнадцати и семнадцати с половиной лет лишения свободы за участие в заговоре против государства.
Обвиняемые, выступая с последним словом, заявили, что отрицают свою причастность к террористической деятельности.
Сыновья священника из Липецка, Игоря Ащеулова, Алексей, Иоанн и Тимофей, были осуждены вторым Западным окружным военным судом в Москве на колонию строгого режима за планирование госизмены. Согласно решению суда, Алексей, Иоанн и Тимофей Ащеуловы были признаны виновными в планировании действий, направленных на нарушение законов государства. Их обвиняли в попытке преступления (ч. 3 ст. 30, ст. 275 УК), попытке незаконного пересечения границы в группе (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 322 УК) и попытке присоединения к террористической организации (ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 205.5 УК). Их целью, по мнению обвинения, было участие в боевых действиях на стороне Украины. Иоанн был осужден к 17,5 годам лишения свободы, а остальные два брата - к 17 годам (первые три года - в тюрьме, оставшийся срок - в колонии).
На заседании, которое состоялось 3 июля, подсудимые решили избежать участия в дискуссиях, но все трое выразили готовность выступить с заключительным словом.
Прокурор заявил в своем выступлении, что учитывая помощь, оказанную подсудимыми при раскрытии преступления, было бы справедливо учесть это обстоятельство в качестве смягчающего, а также учитывать плохое здоровье родителей, юный возраст обвиняемых и то, что они выросли в многодетной семье. Также адвокаты обратили внимание на то, что преступление так и не было завершено. Прокурор предложил назначить наказание в виде лишения свободы на 18 лет, из которых первые три года провести в тюрьме, а последующие 15 лет — в колонии строгого режима с дополнительным ограничением свободы на 2 года.
Он также просил вернуть вещественные доказательства, такие как личные вещи подсудимых и арестованные денежные средства, и уничтожить телефон, принадлежащий Иоанну, главному свидетелю следствия. В своем заключительном слове Иоанн признал, что пытался препятствовать действиям российского правительства в Украине. Судья неоднократно прерывал его, напоминая о том, что последнее слово должно быть связано с обвинениями, и это не является выступлением в «стиле». «Я отрицаю обвинения в терроризме, в моих действиях нет ничего, что можно было бы определить как терроризм», — заявил Иоанн в суде (передает РБК).
По данным следствия, братья Ащеуловы решили присоединиться к ВСУ в феврале 2023 года, не поддерживая решение президента России о начале спецоперации.
Священник Игорь Ащеулов был известен после того, как в 2014 году органы опеки отобрали его девять детей в возрасте от трех до семнадцати лет из-за плохих условий проживания в старом доме в селе Озерки. Детей вернули родителям через две недели, после того, как семье предоставили новое жилье для временного проживания во время ремонта их старого дома.