Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Эксперт рассказал, что может прийти на смену ЕГЭ

Экзамен так и не открыл путь в ведущие вузы страны выпускникам из самых отдаленных регионов, поскольку им наперерез вырос материальный вопрос, заявил INFOX.ru член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема» Роман Черёмухин.

По его словам, успех зачастую зависит от сложности заданий, которая значительно разнится и по годам, и по регионам: в итоге сильные выпускники получают по 60 баллов, а те, кто рассчитывал набрать минимум, вырываются вперед. Ребята фактически два года натаскиваются на формат нужных 3-5 экзаменов, теряя навыки самопрезентации в ходе устного ответа и построения логических связей во время письменного. Но что произойдет, если ЕГЭ все-таки отменят и нам вернут традиционные, но непривычные для сегодняшних школьников экзамены. Кто сможет уже сейчас дать хотя бы примерные ответы на вопросы, которые лежат на поверхности?

Как будет проходить прием в вузы?

Все вернется к вступительным экзаменам по профильным предметам? Или же результаты школьных экзаменов будут засчитываться, как это сейчас выстроено с ЕГЭ. Не станут ли все вузы отстаивать свое право на дополнительные вступительные испытания, как этого сумели добиться некоторые университеты?

Кто будет готовить к экзаменам в школе?

Напомню, что в начале прошлого учебного года учителей искали около 40% образовательных учреждений, а в этом году о дефиците школьных педагогов заявили представители 20 регионов. Рассказы о том, как физрук ведет историю, а библиотекарь - математику, уже никого не удивляют. В случае, если школьные экзамены станут одновременно и вступительными, ответить на этот вопрос надо будет уже вчера.

Сколько сдавать?

В советской школе выпускные сочетали по сегодняшним меркам несочетаемое: все сдавали историю и физику, химию и иностранный язык, приличное сочинение занимало чуть ли не половину тонкой тетради. Конечно, была и математика. Фактически каждый выпускник сдавал набор, который сегодня подходит и для гуманитарного, и для технического направлений. В современных реалиях надо бы добавить отдельный экзамен по русскому языку и разделить историю с обществознанием. Ну? это если потом поступать по этим результатам.

Как вернуть уважение?

Не будем лукавить: большинство просто отсиживает школу. Число решительных родителей, которые забирают детей на удаленку и обучают по индивидуальной программе, равно статистической погрешности. Те же, кто ходит от звонка до звонка, нередко довольно нелестно отзываются об учителях, а как себя ведут и одна, и вторая сторона хорошо известно по регулярно появляющимся в интернете видеороликам. Думается, что готовиться к экзаменам в такой обстановке, да и резко признать авторитет учителя смогут далеко не все.

Кто обеспечит чистоту экзамена?

Сегодняшние выпускники хорошо знают, что такое работать под «тысячью биноклей на оси», ходить в туалет под присмотром и быть готовым раздеться по первому требованию. Но полученный лист с ответами остается единым и по нему всегда можно формально понять, каков результат. Советская система подразумевала билеты и развернутые устные ответы своим (подчеркиваю) учителям, когда об апелляциях могли задумываться только потенциальные медалисты.

Какова цель восстановления старой системы экзаменов?

Это, пожалуй, основной вопрос. Если они снимут нервозность и дадут выпускникам чувство свободы, ликвидируют смертельный (уже, к сожалению, не в переносном смысле) страх и будут просто элементом фиксации, то, безусловно, к ним надо возвращаться. Но тогда вся нервозность и другие аспекты перенесутся на вступительные экзамены в вуз. И ничего не изменится.

Полная версия